Семейные отношения и брачные ценности. Типология семьи. Формы брачных отношений. Глава I. Историческая значимость семейных отношений

Типология семьи. Формы брачных отношений

Семья представляет собой основанную на совместной деятельности социальную общность людей, связанных посредством супружества и родительства.На базе семьи растет численность населения, наблюдается преемственность поколений, происходит воспитание детей. Так же семья определяется как малая группа, которая основана на браке и (или) кровном родстве, члены которой могут совместно проживать и вести домашнее хозяйство, имеют эмоциональную связь, связаны через взаимные обязанности по отношению друг к другу.

Нуклеарная и расширенная семья

На основе структуры родственных связей выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.

Характеристикой нуклеарной семьи является неолокальное проживание, т.е. отдельное проживание мужа и жены от их родителей. Нуклеарная семья как вид семейной жизни изучается многими исследователями. Одни приходят к выводу, что такая семья ведет не только к территориальной, но и к социальной дистанции. Другие полагают, что нуклеарной семье свойственно поддержание широких связей с родственниками посредством частных визитов, помощи в быту и т.д.

Расширенная семья представляет собой семью традиционного типа, которая состоит из проживающих совместно либо рядом друг с другом нескольких (чаще всего трех) поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек и т.д.). Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.

Наряду с расширенной семьей в некоторых сообществах существуют крупные родственные группы, объединенные по линии предков мужа либо жены. Такие семьи принято называть кланом.

Формы брака

Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.

Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям.

С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.

Выделяют следующие формы брака:

  • моногамия – форма брака, в которой союз составляют один мужчина и одна женщина.Так же используется термин “серийная моногамия” – форма моногамных отношений, где большинство разведенных мужчин и женщин впоследствии снова вступают в брак;
  • полигамия – форма брака, при которой один из супругов(или каждый из них) состоит в брачно-семейных отношениях с несколькими супругами.

Различают три формы полигамии:

На протяжении всей истории общество создает рамки на процесс выбора брачного партнера. Так, различают экзогамию и эндогамию:

  • Экзогамия – запрет браков в пределах одной родственной группы, характерный для первобытно-общинного строя.
  • Эндогамия – разрешение на брак только с членами своей группы.

Альтернативные формы семейно-брачных отношений

В XX столетии получили развитие альтернативные формы семейно-брачных отношений. Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.
К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.

Гражданский брак (сожительство) – совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д.

Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.

Однополые семьи как объект пристального изучения появились сравнительно не так давно. До сих пор в мире идут дискуссии о том, можно ли сожительство людей одного пола считать семьей, нужно ли легализовывать однополые браки, можно ли им доверять воспитания детей и т.д. Сегодня однополые браки легализованы в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, Норвегии, Швеции, Португалии, в отдельных штатах США и других странах.

Тенденция к одиночеству обусловлена сегодня тем, что множество людей большое количество времени тратит на получение образования и карьеру. Также одинокими остаются значительное число пожилых людей, чьи партнеры умерли.

Коммуны сознательно отвергают традиционную нуклеарную семью, утверждая, что практика семейно-брачных отношений увековечивает индивидуализм и неравноправие полов, придает семьям одностороннюю функцию накопления собственности и передачи ее в дальнейшем по наследству детям. Коммуны появились как ответ западной молодежи на господство ценностей общества потребления, с которыми молодое поколение отождествляло традиционную семью.

Реальная практика последних лет свидетельствует о том, что разнообразие форм семейно-брачных отношений определяется следующими факторами:

  • уровнем экономического и социального развития общества;
  • преобладающим типом поселения;
  • историческими традициями, обычаями и нравами,этническими и религиозными элементами культуры.

Поэтому все перечисленные формы брачно-семейных отношений находятся в сложном взаимодействии и непрерывной динамике изменений.

В настоящий момент наблюдаются следующие явления в семейно – брачных отношениях в западном обществе:

  1. Увеличения численности добрачных связей и совместно живущих пар, не вступающих в брак, как следствие – увеличение числа детей, родившихся вне брака, с одной стороны. С другой стороны, в западном обществе наблюдается новая тенденция «чайлд фри» – сознательное нежелание иметь детей в семье.
  2. Увеличение числа неполных семей, где ребенка воспитывает один родитель (часто это происходит даже не по причине развода супругов или распада пары, а вследствие «рождения ребенка для себя» в более зрелом возрасте).
  3. Распространение альтернативных типов брака и либерализация семейных нравов и половой морали.
  4. Ослабление роли религии и традиционных ценностей в семье. По мере секуляризации западных обществ и уменьшение числа верующих, роль религии и традиционных ценностей уменьшает свое влияние на семью .
  5. Возникновение новой формы семьи – смешанной (сводной). Это семьи, которые представлены детьми от разных браков.
  6. Изменение связей между поколениями, зачастую сопровождаемые их разрывом (дети перестают поддерживать тесную связь с родителями).

13.4. Типология семейно-брачных отношений

Семья, как и любое социальное явление, не возникла спонтанно. Появление семьи было необходимым результатом исторического развития общества. Появление первых упорядоченных отношений между полами ученые связывают с возникновением родов.

Род — это малая этническая группа, представители которой связаны кровными узами и ведут свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). Важнейшим признаком рода в первобытном обществе являлась экзогамия (запрет браков внутри рода), поэтому роды не могли существовать изолированно друг от друга и постепенно объединялись в племена.

Первым, кто обратил внимание на появление новых отношений между противоположными полами и проанализировал их, был американский ученый Льюис Г. Морган. В своей книге “Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации”, вышедшей в 1877 г., Морган впервые попытался упорядочить накопленный исторический опыт и знания о возникновении и развитии семейно-брачных отношений у различных народов. Этот труд он вынашивал в течение сорока лет. До сих пор “Древнее общество” является одним из самых фундаментальных исследований в области истории возникновения семьи. Ф. Энгельс в своей работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884) подробно анализирует работу Моргана и еще более четко выявляет экономические, социальные, природно-географические причины, влияющие на различие форм и типов семейно-брачных отношений.

Развитие общества как социальное явление включает в себя реализацию определенных потребностей. С одной стороны, это потребность в еде, питье, одежде, предметах быта, с другой — в существовании себе подобных. Таким образом, развитие общества с необходимостью воспроизводится в двух аспектах: производство и воспроизводство средств производства и средств потребления, а также производство и воспроизводство самого человека, продолжение рода. Эти два процесса очень тесно взаимосвязаны.

Неразвитость общественных отношений отражалась и на неразвитости отношений между полами. В первобытном обществе эти отношения носили хаотический промискуитетный

(неупорядоченный) характер. Развитие общества, необходимость разделения труда, упорядочения взаимодействия между людьми постепенно заставляли их упорядочивать и взаимоотношения полов. С укреплением родов отношения полов стали носить все более позитивный упорядоченный характер. На смену промискуитету приходят отношения брака.

Брак— это социальный институт, представляющий собой совокупность норм, предписаний, стандартизированных образцов поведения, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, их отношения друг к другу, детям, совместному имуществу и т. д.

Исторически первой формой брачных отношений, отражающей уровень развития взаимодействия между родами, был дуально-групповой брак. Данная норма брака носила позитивный характер и давала возможность воспроизводства родовых отношений через взаимодействие двух различных родов.

Основу взаимодействия родов составляла не экономическая деятельность, а необходимость реализации основной функции семьи — детопроизводства (репродуктивная функция). Внутри каждого рода кровосмешение было запрещено. Род мог воспроизводить себя лишь через другой род. Запрещение браков внутри рода называется экзогамией. Противоположностью экзогамии выступает эндогамия — обязывающая выбирать партнера только внутри своей группы.

Первоначально дуально-групповой брак связывают с периодом дикости. В этот период экономические, хозяйственные связи между вступающими в брачный союз очень слабы, поэтому брачные пары легко распадаются. В брачном союзе противоположных полов создаются пока лишь предпосылки возникновения семьи.

Семья — основанная на браке или кровном родстве первичная социальная группа, члены которой связаны общностью быта (ведением общего хозяйства), взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью. Важнейшая функция семьи — репродуктивная (рождение и воспитание детей).

Первобытный род, являясь экзогамным, не мог состоять из семей, но дал толчок к ее появлению. В связи с тем, что в групповых брачных отношениях единственно неоспоримым родителем ребенка являлась мать, то и родословная велась по материнской линии. Неупорядоченные отношения — это отношения, не облеченные еще в форму правил, обязательных для обеих сторон. Эти правила формулируются гораздо позже.

Выделяют несколько этапов развития семьи.

Кровнородственная семья — простейшая форма семьи. Отношения между полами запрещены только между родителями и детьми. Все остальные члены семьи, имеющие родственные отношения (братья и сестры любых степеней родства) являются одновременно друг для друга мужьями и женами. Кровосмешение объективно вело такой тип семьи к вымиранию.

Второй, более развитой исторической формой семьи стала пуналуальная семья (группа мужчин одного рода образует семью с группой женщин другого рода), распространившая запрет половых отношений между различными поколениями на всех без исключения кровных родственников, как единоутробных братьев и сестер (т. е. по материнской линии), так и по всем родственным линиям (дети, внуки, правнуки родных братьев и сестер). Племена, более жестко ограничивавшие родственные половые отношения, развивались более интенсивно. Наиболее долго кровосмешение допускалось на Гавайских островах. Процесс отказа от кровосмешения был очень сложным, но исторически неизбежным. Именно пуналуальная семья может считаться классическим образцом, высшей формой группового брака, в основе которого лежат отношения рода.

Парная семья являет собой следующую качественную ступень развития брачных отношений, зародившуюся еще в недрах группового брака. Групповой брак не исключал и наличие отдельных пар, сосуществующих друг с другом. Мужчина мог выделять одну женщину как главную (любимую) жену среди других женщин, отдавать ей предпочтение, являясь, в свою очередь, для нее главным (любимым) мужем. Эти отношения строились не на экономическом интересе, а лишь на взаимном влечении. Чем более развивался род (а он все еще определялся по материнской линии), чем сложнее было найти себе пару не среди родственников, которых становилось все больше, тем более крепкими становились парные браки. Парный брак все больше вытеснял групповой. При расставании пары дети оставались с матерью. Парная семья при всех своих достоинствах все же несла в себе элемент неустойчивости. Возможность легкого расторжения брака обоими супругами и право повторного вступления в новый брак порождало чувство временности и не вызывала потребности в обзаведении домашним хозяйством. Особенно это касалось мужчин, вынужденных при разводе покидать домашний очаг. Такое положение вещей подталкивало признавать родной лишь мать. Женщины данной эпохи занимают очень высокое положение в социальной иерархии общественных отношений.

Разложение первобытно-общинных отношений и зарождение частной собственности ведет к постепенному превращению парной семьи в моногамную. Моногамия выступает как основа развития нового качества в отношениях между мужчиной и женщиной. Наступает эпоха цивилизации.

Моногамия— единобрачие, исторически обусловленная форма брака и семьи, при которой мужчина женат на одной женщине, а женщина замужем за одним мужчиной, причем в отличие от парного брака, общество санкционирует долговременный союз супругов.

Эпоха усиления частной собственности и разложения материнского права связана со стремительным развитием процессов одомашнивания животных. Приручение животных привело к появлению огромных стад скота, что, в свою очередь, укрепляло роль мужского начала и порождало качественно новые общественные отношения. Тот, кто пас стада, постепенно становился и их собственником. Главой семьи по необходимости становится мужчина. Развитие скотоводства, обработки металлов, ткачества, земледелия все более укрепляет статус мужчины как главы семьи. После его смерти имущество наследовалось общиной, а не женой и детьми. Другой стороной развития скотоводства, требующего дополнительных рабочих рук, явилось появление рабства. Муж становился собственником не только скота, но и говорящих орудий труда — рабов. Таким образом, по мере увеличения размеров собственности муж объективно занимал все более главенствующую позицию в семье. В связи с этим постепенно изменившееся положение мужчины было закреплено законодательно, и женское право наследования по материнской линии сменилось правом наследования по линии отца. Именно с этого времени роль женщины свелась лишь к почетному положению домохозяйки и хранительницы домашнего очага. Жена и дети наравне с рабами становятся собственностью мужа. Для того чтобы передавать наследство, муж должен быть уверен в верности жены. Муж получает практически безграничные права.

Наряду с моногамией (единобрачием) исторически возникает еще одна важная форма брака — полигамия. Полигамия существует двух видов; полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужество).

Полигиния — одна из исторически сложившихся форм брака, при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными женщинами. Полигиния признана одной из мировых религий — исламом. Данная форма брака связана не с распущенностью восточных народов, а с их кочевым образом жизни, который не позволяет им, в отличие от народов, занимающихся земледелием, вести оседлый образ жизни. Скотоводство требует постоянного перемещения со стадами. Кроме того, кочевой образ жизни предполагает частые конфликты из-за пастбищ и территорий для стойбищ скота, что приводит к большому уровню смертности среди мужчин. Все эти причины и явились основой признания исламом возможности мужчине иметь несколько жен. Но даже на Востоке это привилегия богатых.

Еще более специфической формой брака выступает полиандрия — исторически сложившаяся форма брака, при которой одна женщина состоит одновременно в браке с несколькими мужчинами. Этот феномен очень слабо анализируется в современной литературе, но он был довольно сильно распространен в Индии, Тибете и горных районах других стран, где географические и природные условия не позволяли каждому из множества сыновей семейства создать и прокормить свою семью. Иногда клочок земли был настолько мал, что мог прокормить лишь ограниченное количество едоков. В такой ситуации сыновья были вынуждены вступать в брак с одной женщиной. В такой семье землю стал наследовать старший сын. Остальные отправлялись в растущие города.

Итак, можно выделить три основные формы брака, соответствующие трем главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству — парный брак, цивилизации — моногамия.

В современных урбанизированных условиях быстрорастущих городов самым распространенным типом моногамных отношений между супругами выступает нуклеарная семья, состоящая лишь из родителей и их детей. В случае отсутствия детей или одного из родителей семья называется неполной. Если несколько нуклеарных семей живут под одной крышей и ведут общее домашнее хозяйство, такую семью принято считать расширенной. Расширенная семья состоит из трех и более поколений, место и роль каждого из которых могут быть различны. Как правило, центральное место в такой семье занимают родители, но бывает, что лидером выступает и кто-то из “молодых”. Социальные роли обычно распределяются в течение нескольких лет и зависят от реального положения каждого члена семьи. В случае если молодожены приходят жить в дом родителей жены, возникает матрило- калъная семья. Если же супруги поселяются в доме родителей мужа, семья называется патрилокалъной.

Определение понятия семьи и брака. Исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции их развития

Основоположник социологииО. Конт считал, что при изучении общества необходимо уделять внимание прежде всего семье. Он называл семью маленьким обществом, где индивид учится повиноваться и управлять. Семья – это школа социальной жизни, основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество. Семья, по мнению Конта, – это продолжатель рода человеческого, без нее не может развиваться общество на антропологическом уровне. Сохранение человечества есть итог действия социальной организации, успешный результат социальной системы. Конт утверждал, что без изучения семьи невозможно понять производственную деятельность человека. Его концепция семьи содержала осуждение разводов.

Социология семьи – одно из направлений в социологии, которое изучает семью как социальный институт. Главными проблемами являются исследование характера выполнения семьями своих функций, образа жизни семей различных типов, причин и последствий разводов и др.

Успешное функционирование такого социального института как семья можно отнести к движущим силам истории. Неизвестен момент возникновения семьи (ученые считают, что этот социальный институт возник 500 тыс. лет назад); появление семьи обусловлено многообразными функциями, укрепляющих роль семьи на основе семейного домохозяйства, совместной социальной и производственной деятельности всех членов семьи.

Учитывая разнообразие, присутствующее в определении понятия семьи, можно согласиться со следующей дефиницией: ”Семья – это социальная группа, характеризующаяся общим местом жительства, экономической кооперацией, воспроизводством”. Есть различие и в определении типологии семьи. Например, по форме власти – семьи бывают патриархальные (муж во главе семьи), матриархальные (жена во главе), эгалитарные (равенство супругов), по составу – семьи различают нуклеарные (родители и их дети) и расширенные (включают нуклеарную семью плюс родственников из нескольких поколений); а также – неполная семья (где нет одного из родителей), бездетная семья, многодетная и др.

Как правило, для возникновения семьи необходимо наличие экономики и собственности, отношение власти и подчинения, т.е. в семье, как и в обществе в целом, есть порядок распределения власти, где решения принимает тот, кто в большей степени владеет материальными средствами. В семье на распределение власти оказывает влияние любовь между супругами, когда любящий супруг имеет меньшую власть, т.к. находится в психологической зависимости. Если супруги в одинаковой мере любят друг друга, то обычно имеют одинаковую власть в семье.

Семья, как одна из частей общества, рассматривается социологами в плане выполнения ее функций. Под функциями семьи понимается способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Можно определить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. В связи с этим функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия. В числе основных функций семьи можно назвать следующие: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля(социализация), социально-статусная, досуговая, эмоциональная и др.

Понятие “семья” неразрывно связно с понятием “брак”. В социологии брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, форма отношений между полами, мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к своим детям, родителям.

Сущность брака как механизма реализации функции продолжения рода была осознана еще на заре человеческой цивилизации. Например, официальная формула бракосочетания в Древней Греции гласила: “ради порождения законного потомства”, т. е. брак признавался легализованной системой репродуктивных отношений, социальным институтом, жизненно необходимым для любого цивилизованного общества.

Выбор брачных партнеров, как правило, регулировался и регулируется до сих пор традиционными правилами.

Различают следующие формы брака: моногамия (брак между одним мужчиной и одной женщиной, кстати, единственная форма, которая на сегодняшний день представленная в странах СНГ, США, Европе) и полигамия (брак между одним и несколькими индивидами).

Парламентарии РК при обсуждении Закона о браке и семье не избежали дискуссий о многоженстве (полигинии), но, как сообщили СМИ, после того, как женщины-депутаты поставили вопрос о многомужестве (полиандрии), вопрос о многоженстве был снят.

По выбору брачных партнеров различают эндогамию (партнеры внутри одной группы) и экзогамию (браки заключаются вне определенных групп, например, кланов).

Очень значимы брачные нормативы, регулирующие минимальный возраст вступления в брак. Например, согласно римскому и средневековому каноническому праву, минимальный возраст вступления в брак устанавливался для женщин в 12 лет, для мужчин – в 14 лет. Шариатом был установлен возраст соответственно в 9 и 15 лет. В современном мире нормативы минимального брачного возраста колеблются между 12-18 годами для женщин и 14-21 для мужчин. В ряде стран встречаются нормативы предельного возраста вступления в брак. Например, в дореволюционной России вступление в брак лиц старше 60 лет предполагало специальное разрешение церковных властей, лицам старше 80 лет вступление в брак было запрещено.

В нормативных актах определение брака не дается и вопрос о его правовой природе до настоящего времени ни в законодательстве, ни в правовой доктрине окончательно не решен. Высказываются в основном три точки зрения на брак: бракдоговор, бракстатус, брак-партнерство.

До последнего времени в странах дальнего зарубежья наиболее распространенной концепцией была договорная, которая основана на ряде требований, предъявляемых законом к порядку заключения брака, условиям его действительности, возможности получения убытков, возникающих у супруга в результате расторжения брака, то есть требований, которые предъявляются законодательством к договорам. В концепцию брака-договора логически вписывается возможность установления договорного режима имущества супругов.

Противники договорной концепции считают, что брак не может быть договором, поскольку у супругов возникают только предусмотренные законом права и обязанности и стороны по своей воле не могут их изменить. То обстоятельство, что супруги могут заключить брачный договор, устанавливающий режим имущества, не является достаточным аргументом в пользу договорной концепции, так как основная цель брака – создание семьи, рождение и воспитание детей. Поэтому брак представляет собой статус, которыйприобретаетсясубъектомврезультатесовершенияпредписанных законом действий. Обладание этим статусом позволяет отнести субъекта к категории женатых людей.

В последние годы получила распространение идея о том, что брак представляет собой партнерство. Концепция брака-партнерства появилась в социологических исследованиях. В этой концепции находят отражение более независимое положение женщины, равенство супругов в браке.

Важнейшей проблемой является судьба традиционной семьи, традиционной формы брака. В некоторых странах Западной Европы отмечается тенденция увеличения количества разводов, снижения числа вступающих в брак, определенное распространение получил так называемый “пробный брак”, гражданский брак или, как иногда его называют исследователи, “двухшаговый брак”, т.е. когда люди решают иметь детей, тогда оформляют брак.

Альтернативные формы брака – это системы брачных отношений, не получившие официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современных странах могут быть отнесены следующие:

1.Годвин -брак (“визитный брак”, “гостевой брак) – с раздельным проживанием супругов и отсутствием общего хозяйства и быта. Эта внутрисемейная форма моногамного брака впервые была описана в 18 веке У. Годвином. В последние десятилетия получает популярность у двухкарьерных пар на территории СНГ.

2.Конкубинат – стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины (конкубины), имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. Эта форма брака известна со средневековья, а в современных странах получила распространение в силу растущего феминизма, феминизации полового состава общества (вариант полигинии).

3.Свингинг – относительно стабильный брак двух единобрачных пар. Сегодня наиболее распространен в США, так люди пытаются продлить жизнь своего брака, но свингинг не спасает от развода.

Но общий вывод такой: семья является самым древним и самым важным социальным институтом человечества, в обществе сохранилась высокая ценность семьи и семейных отношений, и большинство в обществе негативно относится к названным веяниям в формах брака.

В нашей стране с 2010 года намечены изменения в семейной политике: стимулирование рождение четырех и более детей путем увеличения единовременного пособия на детей в 4 и более раз. С 2008 года в РК введено обязательное социальное страхование по беременности и родам, выплачиваемое из государственного фонда социального страхования. Кроме того, продолжаются пенсионные накопления женщин, находящихся в декретном отпуске.

Источники:

http://zaochnik.com/spravochnik/sotsiologija/tipologija-semi/
http://ozlib.com/831075/sotsium/tipologiya_semeyno_brachnyh_otnosheniy
http://megaobuchalka.ru/8/15431.html

Читать еще:  Если парень говорит что капец как соскучился. Психология отношений: как заставить скучать мужчину по тебе
Ссылка на основную публикацию