Физическое воспитание ребенка в школе и семье. Физическое воспитание

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

Физическое воспитание в семье 2 направлено на разностороннее физическое развитие детей, повышение уровня их здоровья, на оказание содействия школе в решении задач физического воспитания. Индивидуальные занятия физическими упражнениями учеников имеют наибольшую эффективность, так как по содержанию И дозировке они более приемлемы для учащихся по сравнению с уроком физической культуры, на котором учитель принимает во внимание усредненные, порой не очень объективные показатели школьников. ;

Родители учеников должны знать, что по имеющимся научным данным 1 на 20 % здоровье человека зависит от генетических факторов, на 2025 от экологических, на 50 от условий Я образа жизни человека и только на 10 % от состояния медицины. Таким образом, здоровье детей наполовину регулируется режимом жизни в семье и усилиями родителей в воспитании Школьника. В связи с этим родители должны всячески поощрять семейную физическую культуру, показывать пример своим детям в ежедневных занятиях физическими упражнениями. При этом важно, чтобы физическое воспитание в семье способствовало организации досуга учеников как после занятий в школе, так и в свободное время детей в выходные и праздничные дни, в Период каникул и их летнего отдыха.

На родителей обществом возложена ответственность за состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Осуществляя физическое воспитание в семье, родителям необходимо наладить связь с классным руководителем, учителем физической культуры, врачом школы и правильно.(в зависимости от возраста ребенка) организовать его режим дня, продолжительность сна и бодрствования. Учеба в школе и активный отдых до или после приготовления уроков, сознательное выполнение школьником гигиенических норм, воспитания правильной осанки и профилактика плоскостопия являются насущной заботой родителей учеников.

Формами физического воспитания школьников в семье являются: 1) физкультурная минута, 2) утренняя^гимнастика, 3) рит-

. мическая гимнастика, 4) коррекция телосложения 2 , 5) бег трусцой, 6) самостоятельные тренировки, направленные на развитие физических качеств и овладение двигательными умениями, предусмотренными программой по физической культуре, 6) домашние задания по физической культуре, 7) катание на велосипеде, коньках, санках, лыжах, лодках, 8) семейные прогулки и турпоходы, 9) купание, обучение плаванию, 10) игры с мячом, 11) спортивные упражнения (игра в баскетбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, лапту, городки), 12) домашние задания врача

по лечебной физической культуре 1 * массажу и самомассажу, 13) занятия на тренажерах, 14) овладение нетрадиционными оздоровительными видами физических упражнений (ушу, йога, шейпинг 1 ), 15) подготовка и участие в семейных соревнованиях типа «Папа, мама, я спортивная семья», «Всей семьей на стадион», 16) занятия на дорожках здоровья и бодрости, игры на местности и др. »

Различные физические упражнения в семье должны вписываться в рациональный двигательный режим ученика в сочетании с водными процедурами под контролем родителей и выполняться ежедневно. Для этого родители школьников должны быть в курсе особенностей медицинской группы ребенка (основная, подготовительная или специальная), знать приемы и правила регулирования физиологической нагрузки на организм, рационального дыхания 3 .

Бег трусцой 4 достаточно популярен среди людей разного возраста. Полезен они для школьников. Перед выполнением дозированного бега ученику следует посоветоваться с врачом 5 , получить консультацию учителя физической культуры, подготовить соответствующую сезону спортивную одежду и обувь, изучить правила регулирования и контроля беговой нагрузки по данным пульса, частоте дыхания, степени потливости.

Продолжительность оздоровительного бега трусцой начинающему заниматься этим видом физических упражнений 1>еко-мендуется определить по таблице 47 6 в минутах.

Особое внимание во время бега уделяют правильному, ритмичному дыханию. Бег может быть проведен в любое свободное время дня до приема пищи или через 22,5 часа после еды, за 12часадосна.

Самостоятельные тренировки школьников, направленные на развитие физических качеств 1 (силы, быстроты, выносливости, гибкости), способствуют выполнению требований школьной программы по физической культуре, успешной сдаче учебных нормативов.

При этом можно совершенствоваться в правильном выполнении гимнастических упражнений типа «вольных», осваивать нормативы по кроссу, отрабатывать технику прыжков в длину и высоту на школьных спортивных площадках. Домашние задания по физической культуре в сочетании с самостоятельными тренировками учеников способствуют успехам школьников на уроках физической культуры.

Катание детей на велосипеде, коньках (в том числе и роликовых), санках, лодках, лыжах, скейтборде 2 (продольная доска на резиновых колесиках) способствует формированию суточного двигательного режима ребенка.

Семейные прогулки 3 и туристические походы помимо познавательных целей содействуют развитию кругозора учеников, формированию умений правильно ходить по пересеченной местности, преодолевать препятствия, встречающиеся в пути, правильной постановке дыхания при физической нагрузке, и все эта в сочетании с купанием и закаливанием ребенка.

Большое внимание в семье следует уделить обучению детей плаванию. Умение плавать важный, жизненно необходимый навык человека. Поэтому родителям следует ознакомиться с методикой обучения плаванию и использовать каждую возможность пребывания с детьми на воде. Научиться плавать одно Из ответственных домашних заданий учителя физической культуры ребенку и его родителям на лето.

Игры с мячом 1 хорошо укрепляют здоровье и наиболее популярны для занятий во дворе? на площадке, на даче, на прогулке, в турпоходе, в парке, в воде: Они способствуют развитию ловкости, координации движений, гибкости, быстроты, выносливости, динамической силы. Игры детей со сверстниками, старшими и младшими детьми, родителями воспитывают проявление эмоций, требуют выполнения правил, дисциплинирующих ребенка, приучают его к сдержанности при общении в коллективе, формируют умение стойко переносить поражении и вы ражать радость победы.

Спортивные упражнения в форме командных игр в волейбол, баскетбол, ручной мяч, футбол предполагают знание техники игровых действий и правил игры. Этому обучают учеников на уроках физической культуры в школе, на тренировочных занятиях в спортивных секциях. Стихийно возникшие игровые команды детей могут встречаться на спортивных площадках школы, стадиона, при жилых домах, на пляже и должны уметь саморегулироваться. Этому способствует психофизическая подготовка ребенка 3 , осуществляемая родителями, квалифицированное судейство игр со стороны родителей, старших школьников, опытных спортсменов, тяготеющих к работе с детьми. При этом важно правильно регулировать продолжительность игры и периоды отдыха, не доводить учеников до чрезмерной степени утомления.

Занятия детей в домашних условиях лечебной физической культурой осуществляются по назначению врача. Лечебные упражнения в сочетании с массажем и самомассажем’, процедурами закаливания 2 содействуют оздоровлению ребенка, хорошее у самочувствию, повышению жизненного потенциала. Большое внимание следует уделить оздоровительной ходьбе 3 как ‘ ‘наиболее доступному средству укрепления здоровья ученика. > Нетрадиционные виды физических упражнений, такие, как .ушу 4 , упражнения йогов 5 , катание на скейтборде, занятия шейпингом, ритмической гимнастикой и др. расширяют возможно-( ста самостоятельных занятий школьников движениями, способ-‘* ствуют повышению интереса к своему здоровью, физическому , развитию, двигательной активности, формируют культ краси-<вого, здорового, хорошо развитого тела (телосложения). При i этом необходимо обучать учеников умениям самоконтроля 6 за » состоянием здоровья, развития и физической подготовленности по доступной в домашних условиях методике.

Читать еще:  Интересный случай из жизни студента. Истории о студентах

Участие в семейных соревнованиях типа «Папа, мама, я спортивная семья» и др. сплачивает семью, развивает здоровые 1 взаимоотношения между родителями и детьми, раскрывает но-; вые возможности занятий физическими упражнениями.

Выполнение физических упражнений на тренажерах, установленных в квартире 7 , способствует более полноценному решению задач физического воспитания.

■;» Игры на местности родители учеников проводят в процес-£о се прогулки, семейного туристического похода. Для этого необходимо предварительно разучить несколько игр, модернизировать их по своему усмотрению и широко применять на отдыхе с дет*ми.

Следует учитывать также спонтанную (незапланированную) двигательную активность детей. Она проявляется внезапно, например, «сбегать за хлебом», не предусмотренная заранее поездка с товарищами на велосипеде, включение в подвижную игру со сверстниками во дворе. Эту двигательную активность труднорегулировать со стороны взрослых, поэтому ребенок должен знать воздействие физических упражнений на организм человека, правильно выполнять самостоятельные движения и дозировать их.

Полезно сочетать занятия физической культурой с посильной работой детей на приусадебном или дачном участке в сочетании с водными Процедурами при соблюдении правил личной гигиены и рационального (сбалансированного) питания.

При организации занятий физическими упражнениями в семье учитель физической культуры, классный руководитель должны учитывать, что разные семьи отличаются друг от друга своеобразными традициями, семейными стремлениями, бытовыми условиями, материальными возможностями, уровнем общей культуры- Поэтому режим дня ученика может быть организован различно. Все это накладывает отпечаток на воспитание ребенка, формирует его индивидуальность. Это должны принимать во внимание учителя, тактично поправляя мнения родителей. Следует приучать ребенка критически, но тактично, оценивать жизнь в семье и находить правильные пути самовоспитания. Учителям и родителям детей необходимо помнить, что каждый школьник должен овладеть полезным объемом знаний в области физической культуры, спорта, гигиены и медицины, смолоду знать свой организм и уметь поддерживать его в порядке, «Чтобы быть здоровым, отмечает известный кардиолог Н, Амосов, нужны собственные усилия постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем» 1 .

Физическое воспитание в семье

Введение.

Наши дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно – ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей, как для себя, так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни. Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской заботе и любви особые требования. Не всегда легко понять поведение ребенка и определить, какие средства в данную минуту будут наиболее уместны для того, чтобы своевременно заложить в нем необходимый фундамент физического и духовного развития. Необходимо серьезно задуматься о развивающейся личности каждого ребенка, чтобы действия родителей были необходимыми и своевременными.

последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье: книги, статьи в газетах и журналах, лектории, кино, радио и телевидение дают родителям советы, приказывают, информируют и предостерегают, как сделать воспитание ребенка более радостным с помощью движений. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе – то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и др. Для здоровья ребенка очень важно, когда он научится определенным двигательным действиям, как будет их выполнять и сможет ли он правильно использовать их в игре или в повседневной жизни.

Цель. Побудить к совместным занятиям физическими упражнениями родителей с ребенком являющимися источником радости обогащения и оздоровления семейной жизни.

Роль семьи в воспитании ребенка.

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому расценивать организацию совместного досуга не только важное средство воспитания ребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи. Физическое воспитание имеет большое значение для семьи.

Понятие “Физическое воспитание” — о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие “воспитание” в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, характеризуются всеми общими признаками педагогического процесса.

Отличительные особенности физического воспитания определяются, прежде всего, тем, что этот процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье.

Здоровый образ жизни и его основные составляющие.

Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности сохранения и укрепления здоровья людей.

Воспитать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Формы физического воспитания в семье.

Пешие прогулки и походы.

Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.

Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность. Дети учатся подмечать интересное в пейзаже, во встреченных на туристских тропинках корнях и ветках деревьев, камнях, листьях.

Читать еще:  Что будет если предложить девушке переспать. Сделать предложение по СМС или телефону. Без предложения не обойтись, когда

Влияние плавания на организм человека благотворно и разнообразно. При плавании тело человека в водной среде располагается горизонтально и этим позвоночник освобождается от нагрузки массы тела; создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки. Под действием воды активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой водой. Дыхательная система под влиянием активного выдоха в воду и преодоления ее сопротивления заметно укрепляется, увеличивается глубина дыхания.

Великолепным оздоровительным средством в зимнее время служат лыжные прогулки. Лыжные прогулки в лесу оказывают также положительное эмоциональное влияние: наслаждение зимним пейзажем, быстрыми спусками с гор и т.д.

Прогулки на лыжах доступны уже детям с 3-летнего возраста. Самое главное и одновременно трудное — суметь заинтересовать ребенка, дать ему возможность почувствовать удовольствие от скольжения на лыжах сначала по ровной снежной поверхности, потом по наклонной.

Езда на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость

Древнегреческие мудрецы говорили:

Хочешь быть здоровым – бегай!
Хочешь быть красивым – бегай!
Хочешь быть умным – бегай!

Этими словами они подчеркивали огромное значение бега для укрепления здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей.

Бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно на свежем воздухе, не требует специального оборудования. Привычка бегать поможет получить ежедневную дозу движений, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека.

Если бег проводится без игровой ситуации, то в этом случае следует выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично, шаги недлинные, движения рук расслабленные.

По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов, могущих привести к травмам. Тренировки в беге желательно проводить в теплое время года, весной и осенью, не боясь мелкого моросящего дождя. Помимо закаливания, бег в неблагоприятных условиях укрепляет характер детей, их настойчивость, выдержку, создает привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями.

Совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты:

  • пробуждают у родителей интерес к уровню “двигательной зрелости” детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
  • углубляют взаимосвязь родителей и детей;
  • предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому:
  • родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
  • позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка.

Во время совместных занятий взрослый поднимает, носит, качает ребенка, помогает ему подтянуться, подпрыгнуть, взобраться наверх и т.д. Благодаря этому сами родители развиваются физически, становятся более сильными, ловкими и выносливыми.

Позже эти совместные занятия становятся действительно самым счастливым событием дня, и ребенок радуется той минуте, когда кто-то из родителей скажет: “Иди сюда, будем заниматься!” В сегодняшней круговерти дня это – минуты праздника, однако занятия должны быть не по-праздничному редкими и случайными, а регулярными и ежедневными. Только систематическая забота о двигательном развитии ребенка может принести желаемые результаты: систематическое повторение одних и тех же упражнений и логическая преемственность занятий являются основными предпосылками успеха.

Литература.

  1. Я.Бердыхова. Мама, папа, занимайтесь со мной. М: Физкультура и спорт, 1990;
  2. Е.Н.Вавилова. Укрепление здоровья детей. Москва, Просвещение, 1986;
  3. Н.Ф.Виноградова. Воспитателю о работе с семьей. Москва. Просвещение 1989;
  4. И.И. Гребешкова. М: Медицина 1990 г . Ваш ребенок.
  5. В. Михайлов, А.Палько. Выбираем здоровье! Москва, Молодая гвардия 1985;
  6. Ю.Ф. Зиановский. К здоровью без лекарств. Москва, Советский спорт 1990;
  7. А.Ф.Островская. Педагогические ситуации в семейном воспитании. Москва, Просвещение, 1998;
  8. В.И.Теленчи. Гигиенические основы воспитания детей. Москва, Просвещение. 1987;
  9. Ф.В.Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. Ради здоровья детей. М; Просвещение, 1985;
  10. Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика Ф.В. и спорта. Москва 2000;
  11. А.Г.Хриповская. Мир детства. Москва, Педагогика, 1988.

Физическое воспитание школьника в семье

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 09.06.2015

Статья просмотрена: 381 раз

Библиографическое описание:

Медведев Ю. И. Физическое воспитание школьника в семье [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 211-213. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8340/ (дата обращения: 17.10.2019).

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, сильными, ловкими, стройными и выносливыми, хорошо успевающими в учебе. Всестороннее воспитание ребенка, развитие духовных и физических качеств и формирование его личности во многом зависят от родителей. Одной из важнейших задач семейного воспитания детей является забота об их здоровье и правильном физическом развитии.

Эта задача должна осуществляться в самой тесной связи с умственным развитием ребенка, с его учебой в школе, так как умелое сочетание физических упражнений, умственного и физического труда только и может обеспечить гармоничное развитие.

Физическое воспитание детей школьного возраста в семье включает в себя следующие мероприятия: строгое соблюдение гигиенического режима дня, систематическое закаливание и ежедневные занятия физическими упражнениями (утренняя гимнастика, подвижные игры, спорт и т. д.). Необходимым условием для роста и жизненной деятельности организма ребенка являются разнообразные движения, путем которых он познает окружающий мир, а это способствует развитию психики и формированию характера. Под влиянием физической нагрузки усиленно функционируют все органы и системы организма, что ведет к улучшению их работы и укрепляет здоровье ребенка. Различные физические упражнения благоприятно действуют на центральную нервную систему, на кору головного мозга, объединяющую, направляющую и регулирующую деятельность организма, служат хорошим активным отдыхом для школьников после умственной работы во время учёбы в школе и приготовления домашних заданий. Такой отдых успокаивает и укрепляет нервную систему, создаёт у детей бодрое, жизнерадостное настроение и значительно повышает работоспособность. [2,с.135]

Лучше всего занятия физкультурой проводить на открытом воздухе — в сквере, парке, во дворе дома, на физкультурной площадке, стадионе. При плохой погоде — дома в предварительно хорошо проветренном помещении. В домашних условиях необходимо иметь: скакалки, гимнастическую палку, гантели, резиновые амортизаторы или бинты, коврик для выполнения упражнений лёжа, резиновый мяч, обруч. Желательно иметь и некоторые тренажерные устройства и простейшие гимнастические комплексы. Лучшее время для занятий — утром после сна (зарядка), а затем днём через час после обеда или после приготовления уроков вечером, но не позже чем за 1,5–2 часа до сна. Ежедневные занятия физическими упражнениями должны проводиться дома самостоятельно или совместно с родителями, выбор упражнений должен быть таким, чтобы упражнения были доступны и достаточно эффективны. Нельзя делать упражнения, которые сложны, малодоступны и совершенно незнакомы. Польза от выполняемых упражнений достигается только в том случае, если они выполняются правильно.

Читать еще:  Как составить базовый гардероб: современные советы. Избегайте модных товаров. Составление современного базового гардероба

Семейное физическое воспитание в наши дни можно осуществлять в следующих формах:

— совместные занятия утренней гигиенической гимнастикой (зарядкой);

— домашние физкультминутки в форме комплексов основной или силовой гимнастики, упражнений на гибкость, осанку и т. п.;

— закаливание детей в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей;

— обучение первоначальным двигательным и спортивным навыкам: плаванию, гребле, передвижению на лыжах, коньках, спортивным играм (футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, бадминтону, лапте, городкам и т. п.), настольным играм (шахматам, шашкам и т. п.);

— занятия под руководством старших родственников элементами основной гимнастики, упражнениями атлетической гимнастики на домашних тренажерах и т. п.;

— организация выходных дней на природе, посвященных физкультурно-спортивным мероприятиям (катание на коньках, на лыжах, на лодке; на велосипеде; купание и плавание в открытом водоеме; туристические походы; спортивные игры за городом между семьями в футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, лапту, городки и т. п.);

— походы с родителями на соревнования в качестве болельщиков;

— совместные просмотры по телевизору спортивных соревнований;

— обсуждение семьей итогов выступления сборных команд России на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.

Академик А. С. Белкин утверждает, что общение с родителями — «главная потребность ребенка». «С ребенком необходимо играть!» Если учесть, что физические упражнения по своему характеру сильно напоминают игру (кстати, на заре теории физического воспитания всякую физкультурно-спортивную активность называли игрой), призыв академика можно перефразировать как «с ребенком надо вместе заниматься физкультурой». Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные с ними тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической культурой и спортом, но и совершенствуют их физическое развитие и физическую подготовку, способствуют расширению у родителей и детей общих интересов, укреплению внутрисемейных связей, установлению доброжелательных межличностных отношений, формированию добрых семейных традиций, улучшению нравственного климата в семье. Чехословацкие ученые установили, что семейная форма физического воспитания способствует как физическому развитию и укреплению здоровья детей, установлению добрых, доверительных отношений между родителями и детьми, так и улучшению отношений между самими родителями.

Пикники с физкультурно-спортивным уклоном — это не только способ реализации семейного физического воспитания и оздоровления детей, не только форма разумного, полезного и приятного досуга, это еще и экологическое воспитание, возможность общения с природой, познания своего края, знакомство с его растительным и животным миром, это дополнительная возможность развить эмоционально-эстетическую, познавательную, этическую, гуманистическую сферы личности ребенка. [4,с.114]

Совместные походы на стадион, каток, трек, бассейн и другие спортивные сооружения в качестве болельщиков, а также просмотры спортивных соревнований по телевизору погружают ребенка в увлекательный мир спорта с его эстетикой человеческого тела в движении, эмоциональным накалом, азартом спортивной борьбы, способствуя тем самым вовлечению его в этот вид человеческой деятельности в качестве активного участника, а присутствие родителей с их авторитетом усиливает данное воздействие. Все перечисленные выше сферы личности ребенка (эмоционально-эстетическая, познавательная, этическая, гуманистическая) также испытывают нагрузку. Результат же во многом зависит от окружающих взрослых, в первую очередь — от родителей. Речь идет об их поведении, форме, содержании комментариев и т. д.

Семейные просмотры спортивных передач по телевизору и их обсуждения могут способствовать закладыванию основ гражданского, патриотического, интернационального и поликультурного воспитания, особенно если приходится «болеть» за сборную команду России. Чувство сопричастности к успехам или поражениям своей страны, гордости за свой народ должно сочетаться с уважением к соперникам, представителям других рас, национальностей и культур. Корректные комментарии взрослых по следам выступлений наших спортсменов могут способствовать воспитанию истинного патриота своей страны, уважающего свой народ, но в то же время — человека планеты Земля, на которой люди должны жить в дружбе, добрососедстве, согласии, т. е. так, как это заложено в традициях большинства народов мира. [1,с.237]

Участие родителей в физическом воспитании детей может выражаться в разных формах. Так, совместные игры взрослых с детьми в футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и т. п., с одной стороны повысят у детей престиж собственной деятельности, а с другой — поднимут авторитет родителей в глазах своих воспитанников. Но для этого сами родители должны по своей физической подготовленности и двигательным умениям и навыкам хотя бы минимально соответствовать уровню тех игр (состязаний), в которых они участвуют. Если этого нет, можно выступить в качестве судьи, что также является народной традицией.

Для возрождения традиций семейного физического воспитания необходимы не только минимальная физическая подготовка, но в еще большей степени — физкультурное образование самих родителей, предполагающее набор знаний об особенностях функционирования детского организма и возможностях использования средств физической культуры с целью рационального воздействия на него. Если у родителей не сформировался определенный минимум физкультурной образованности во время обучения в школе, вузе, если они не занимались в этом аспекте самообразованием, специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях и в школах, следовало бы оказать им помощь.

Приобщение учащихся к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. В домашних условиях самостоятельные занятия детей играми и упражнениями занимают большое место. Для самостоятельных занятий в режиме дня учащихся отводится до 2,5–3,5 часов ежедневно. Основными задачами физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся являются:

— Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.

— Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.

— Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.

— Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.

— Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

1. Гужаловский А. А. Физическая культура в режиме дня учащихся. Минск, 1986г-237стр.

2. Гуреев Н. В. Активный отдых. Москва, 1991–135стр.

3. Новиков Ю. В. Здоровый образ жизни. Москва, 1987–240стр.

4. Орлов А. П. Гимнастика. Физкультура и спорт. Москва 1995–114стр.

5. Орепехин Ю. А. Здоровье через физическую культуру. Москва, 1990–339стр.

Источники:

http://studopedia.ru/3_22170_fizicheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-seme.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/656806/
http://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8340/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector