Любовь родителей к детям. Работа, учение и развлеченье

Тренинг-игра «Педагоги и родители»

Цель: определить общие задачи воспитания, стоящие перед родителями и педагогами в настоящее время.

Задачи:

  • Познакомить родителей и педагогов друг с другом.
  • Создать благоприятную атмосферу в группе и сплотить участников.
  • Установить доброжелательные отношения между участниками игры.
  • Обобщить опыт семейного воспитания.

Участники: родители вновь прибывших детей в МДОУ и педагоги.

Ведущий: педагог-психолог МДОУ.

Время проведения: начало учебного года.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

I. Вводная часть

1. Приветствие участников.

Ведущий. Добрый вечер, уважаемые родители и сотрудники! Спасибо за то, что вы нашли время и пришли на нашу встречу.

Цели нашей работы следующие:

– определить общие задачи воспитания, стоящие перед родителями и педагогами в настоящее время;

– ответить на вопрос: “Каковы должны быть отношения между родителями и педагогами?”.

Участникам предлагается встать в общий круг.

2. Упражнение “Давайте познакомимся”.

Участники по очереди представляются, передают друг другу массажный мяч по кругу.

3. Упражнение “Слово – ассоциация”.

Ведущий. Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, которая поможет настроиться на совместную работу”.

Всем вместе предлагает подобрать к слову “мороженое” слово – ассоциацию (например, “жара”). Далее к “жаре” – “море”.

Ведущий начинает игру, произнося слово “семья”, рядом стоящий участник берет массажный мяч и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится по кругу.

4. Упражнение “Сочинение коллективного рассказа”.

Ведущим предлагает составить коллективный рассказ по кругу. Каждый участник должен добавить по 1 слову.

5. Принятие правил тренинга.

Ведущий знакомит участников с правилами тренинга.

Умейте слушать друг друга.

Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мяч), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

Говорите по существу.

То, что происходит на тренинге остается между участниками.

Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав “стоп”.

Каждый говорит за себя, то своего имени.

Стоит говорить не “Все считают, что…”, а “Я считают, что…” и т.п.

II. Рабочая часть.

1. Упражнение “Поздороваемся локтями”.

Участникам предлагается рассчитаться на “1, 2, 3,4” и выполнить задание: “1” – необходимо поставить руки к плечам; “2” – поставить руки на пояс; “3” – поставить правую руку на пояс, левую руку на плечо; “4” – сложить руки крест-накрест.

Задание №1: познакомиться друг с другом, коснувшись локтями.

Задание №2: поприветствовать друг друга внутри подгруппы, коснувшись локтями.

Задание №3: создать и прокомментировать скульптурную композицию на тему: “Семья и детский сад”. Работа в подгруппе.

Задание №4: продолжить фразу: “Семья и детский сад -…”.

/пример: “Семья и детский сад – два берега одной реки”/. Работа в подгруппе.

2. Упражнение “Наши общие задачи”.

Ведущий предлагает участникам разделиться на 2 группы /родители и педагоги/ и ответить на вопрос “На что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и в детском саду?”

Группы подходят к планшету с вариантами ответов на данный вопрос. Каждый участник должен выбрать пять вариантов ответов, и сделать отметку на том листке, которое будет совпадать с его точкой зрения:

Соблюдение режима дня.

Рациональное и калорийное питание.

Достаточное пребывание на свежем воздухе.

Здоровая гигиеническая среда.

Благоприятная психологическая атмосфера.

Наличие спортивных площадок, физкультурного оборудования. Закаливающие процедуры.

Создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуального, речевого, эмоционального, социального развития с опорой на содержание программы детского сада с учетом психологического возраста.

Проблемы семьи и детского сада.

Эффективные способы наказания и поощрения.

Регулярное выполнение домашних заданий.

Развитие позитивных межличностных отношений со сверстниками, родителями и сотрудниками детского сада.

Внимательное отношение к проблемам ребенка, его успехам и неудачам.

Использование активных форм проведения досуга.

Обобщение опыта семейного воспитания.

Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

Одна из групп представляет список. Участник последовательно зачитывает каждый пункт. В том случае, если у второй группы есть схожий тезис, то он записывается /приклеивается на планшете “Наши общие задачи”. Подсчет количества ответов по каждому предложенному варианту. Ранжирование ответов. Фиксирование на стене ответов в порядке убывания.

Работа в подгруппах 10 минут.

После составления списка общих задач, предстоит разобраться с одинарными запросами /запрос вписывается в список совместных задач или обсуждается, почему он не может быть общим/.

Итоги “Наши общие задачи” вывешиваются для всеобщего обозрения в группы.

3. Знакомство с памяткой “Что значит сотрудничать?”. Вручение памятки участникам тренинга. ( Приложение 1 )

4. Представление и обобщение опыта семейного воспитания /по результатам первичной консультации педагога-психолога родителей/.

После представления и обобщения опыта семейного воспитания ведущим, предлагается выступить всем желающим по данному вопросу.

Какие журналы вы читаете посвященные вопросам воспитания?

Каким детским развивающим журналам вы отдаете предпочтение?

5. Экспресс-опрос /метод активного обучения/.

Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения, посвященным вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?

– если “да”, то хлопните в ладоши;

– если “нет”, то топните ногою.

Единодушны ли вы с супругой/супругом в вопросах воспитания ребенка?

– если “да”, то помашите рукой;

– если “нет”, то дотроньтесь до кончика носа.

Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?

– если “семью”, то улыбнитесь;

– если “окружение, среда, социум”, то вытяните руку вперед.

6. Лечебно-воспитательное воздействие словом /метод лечебной педагогики/.

Участники рассаживаются полукругом. В центре ставится зажженная свеча. Звучит романтическая композиция.

Ведущий. Экономические приливы и отливы швыряли целые народы по Европе из края в край. Порой приходилось бросать все, что было им дорого, все, к чему они привязались, всех, кого приручили…

В одном из воинов мать кормила грудью младенца; смертельно усталая, она казалась спящей. Среди бессмыслицы этих скитаний передавалась ребенку жизнь. Я смотрел на отца. Череп тяжелый и голый, как булыжник. Бесформенное и неуклюжее тело. Не человек – ком глины!

Но ведь этот человек и эта женщина когда-то встретились впервые, и наверное, он ей улыбнулся, и наверное, после этого принес ей цветы. Быть может, застенчивый и неловкий, он боялся, что над ним посмеются. Непостижимо, как же они оба превратились в комья грязи. Под какой страшный пресс они попали? Что их так исковеркало? Животное и в старости сохраняет изящество.

Почему же так изуродована благородная глина, из которой вылеплен человек?

Между отцом и матерью кое-как примостился малыш. Но вот он поворачивается во сне, и при свете ночника я вижу его лицо. Какое лицо! От этих двоих родился на свет чудесный золотой плод: вот лицо музыканта, вот маленький Моцарт, он весь-обещание!

Он совсем как маленький принц из сказки, ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые смелые надежды! Когда в саду, после долгих поисков, выведут наконец новую розу, все садовники приходят в волнение. Розу отделяют от других, о ней неусыпно заботятся, холят ее и лелеют. Но люди растут без садовников. Маленький Моцарт, как и все, попадет под тот же чудовищный пресс. И станет наслаждаться гнусной музыкой низкопробных кабаков. Моцарт обречен.

…Я говорил себе: эти люди не страдают от своей судьбы. И не сострадание меня мучит. Не в том дело, чтобы проливать слезы над вечно не заживающей язвой. Те, кто ею поражен, ее не чувствуют. Язва поразила не отдельного человека, она разъедает человечество.

И не верю я в жалость. Меня мучит забота садовника. Мучительно не уродство этой бесформенной, измятой человеческой глины. Но в каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт.

Один лишь дух, коснувшись глины, творит из нее человека.

1936 год “Планета людей” Антуана де Сент Экзюпери написана более 60 лет назад.

Правда, много общего с нашим временем?

Читать еще:  Как сделать объемные открытки на 23 февраля. Идеи открыток своими руками. Для работы нам понадобится

Данный отрывок – образ поезда жизни, который движется в прямом и обратном направлениях.

Фраза “Дети – цветы жизни” стала уже банальной, ее повторяют к месту и не к месту. Но почему-то мало, кто вспоминает о том, что раз “дети – цветы”, то и обращаться с ними нужно, как с цветами. А руки творца всегда должны быть добрыми, терпеливыми, спокойными, чистыми, сухими и теплыми.

7. Вручение родителям памятки “99 возможностей сказать ребенку: “Я тебя люблю!”. ( Приложение 2 )

8. Заполнение анкеты “Мое представление о хорошем ребенке /педагоге, родителе/”. ( Приложение 3 )

Ведущий предлагает родителям и педагогам заполнить анкету “Мое представление о хорошем ребенке /педагоге, родителе/”, выбирая по 5 основных значимых качеств ребенка /педагога, родителя/.

Анкеты обрабатываются, по группам вывешиваются данные опроса.

9. Упражнение “Дирижер”.

Звучит музыка, несколько приглушенная. Можно выбрать классическую пьесу.

Все участника тренинга встают в большой круг.

Ведущий. Представьте себе, что вы – композитор, создавший эту музыку. Дирежируя, вы можете закрыть глаза и услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично. Теперь двигайте и локтями. Позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр.

В заключение участники по желанию высказываются.

Ведущий. Каждый из вас – дирижер детских душ. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости.

10. Предсказание К. Джибран.

Ваши дети – это не Ваши дети:
Они сыновья и дочери самой жизни.
Они пришли посредством Вас, но не от Вас.
И хотя они с Вами, принадлежат они не Вам.
Вы можете дать им свою любовь, но не Ваши мысли.
Вы можете дать кров их телам, но не их душам,
Потому что их души живут в завтрашнем доме,
Который Вы не можете посетить даже в ваших мечтах.
Вы можете стремиться быть такими, как они,
Но не стремиться сделать их такими, как Вы,
Потому что жизнь не движется назад
И не задерживается во вчерашнем дне.

III. Заключительная часть.

1. Клятва педагогов и родителей.

/зачитывает старший воспитатель – Н.А.Городилова/

Мы не обещаем сделать
Ваших детей гениями,
Мы не волшебники,
Мы только педагоги!
Но мы клянемся наполнить
Каждый день в детском саду
Интересными знаниями, веселыми играми.
Клянемся любить всех детей,
Как своих собственных!

/зачитывает заведующая – Г.В.Ланцова, родители отвечают на вопросы/

Клянетесь ли Вы:

– любить МДОУ детский сад компенсирующего вида №30 так же, как мы, педагоги?

– приводить детей на занятия в любую погоду: слякоть, мороз и жару?

– с уважением и доверием относится к своим детям, любить ребенка не за хорошее поведение, а за то, что он ваш единственный и неповторимый?

– активно участвовать во всех наших праздниках, собраниях, тренингах, консультациях, обучающих занятиях, детско-родительских группах; всегда выполнять домашнее задание с ребенком?

– поддерживать атмосферу добра и любви в семье и детском саду?

2. Упражнение “Спасибо за приятный тренинг”.

Ведущий говорит участникам: “Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет выразить нам дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: “Спасибо за приятный тренинг!”. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: “Спасибо за приятный тренинг!” – таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук”.

3. Заполнение бланка анкеты обратной связи “Мишень”. ( Приложение 4 )

Уважаемые участники отметьте в названии бланка, кем вы являетесь: педагогом или родителем.

Вам нужно “стрельнуть” в мишень четыре раза – по одному в каждый сектор, делая метку /точку, плюс и т.д./. Метка должна соответствовать вашей оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Оценка осуществляется по 10 – бальной шкале.

Ребенок. Воспитание любовью.

Р.Кэмпбелл вводит понятия, необходимые для детей всех возрастов.

1).Фундамент: ребёнку необходима любовь без всяких условий.

В этом смысле важно осознавать свои ожидания.

Например, если вы стремитесь к его раннему развитию, развешивая по квартире слоги, покупаете всяческие материалы для лепки, » призываете» дочь играть в куклы и пр.

А малыш не оправдывает Ваши желания.

Тут легко разочароваться и начать раздражаться или даже злиться.

Вот и прощай безусловная любовь.

«Мы можем быть уверены, что ребенок послушен и дисциплинирован, только если в основе воспитания лежит безусловная любовь. Без этого невозможно проникнуть в душу ребенка, оценить его поведение и понять, как справиться с его непослушанием»

«Безусловная любовь означает, что мы любим ребенка, даже если его поведение вызывает у нас отвращение»

«Большинство детей сомневаются, что их любят искренней и безусловной любовью». Какая грустная цитата, неправда ли? А ведь это так.

Ребёнок — он как зеркало; сам не умеет продуцировать любовь, он может её только отражать. Это влюбившийся зрелый мужчина будет стараться завоевать Ваше сердце…Ребенок не умеет.Если детей одаривают любовью, то они возвращают её.

Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная любовь возвращается в зависимости от тех или иных условий.

Как много запросов к психологу о низкой самооценке уже от взрослых…

Кемпбел определяет это условной родительской любовью. Если любовь выражается только тогда, когда ребёнок не описал штаны или получил хорошую оценку (понятно, что я утрирую разбег), то ребеночка это сделает неуверенным, пошатнёт веру в себя.

«Если я люблю своих детей безусловной любовью, они будут себя уважать и у них появится чувство внутреннего равновесия, это позволит им контролировать свою тревожность и соответственно поведение»

Если же я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования и соответствуют моим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность.

Дети будут считать, что бесполезно стараться, потому что этим родителям (учителям и т. д.) никогда не угодишь. Их будут преследовать неуверенность, тревожность и низкая самооценка.

Отсутствие безусловной любви приводит к тому, что ребенок отчаянно станет вызывать к себе внимание даже неподобающим поведением.

Дети могут рыдать в детском саду, толкать других ребят, швыряться макаронами в столовой. Они могут стать «липучками» и не давать Вам делать ничего по дому. Орать под ухо, портить вещи, список можно продолжать. Это происходит, не смотря на то, что Вы всячески даете понять, как Вам это не нравится, наказываете и в бессилии опускаете руки, потому что ничего не помогает.

У каждого ребенка есть эмоциональный резервуар.

Это эмоциональные потребности (забота, ласка, внимание, утешения и пр), и то, как они удовлетворяются (через любовь, понимание, дисциплину и т. д,), определяет как ребенок себя чувствует, доволен ли он, злой, подавленный или полон радости.

Так же определяет его поведение: послушный или непослушный, плаксивый, игривый, веселый, замкнутый.

Естественно, чем полнее эмоциональный резервуар ребенка, тем положительнее его эмоции и тем лучше его поведение.

Эмоциональный резервуар детей может иссякнуть, когда у нас аврал на работе, когда случился переезд; при затяжном семейном конфликте.

Кажется, ничего страшного, это временно. Но за это » временно» с ребёнком может что- то произойти.

Когда эмоциональный резервуар опустошен, всем своим поведением в большой тревоге ребенок отчаянно кричит: «Вы любите меня?»

Тревожный ребенок, эмоциональный резервуар которого полон, спокойно и прямо подойдет к учителю, без колебаний посмотрит на него открытым и ясным взором и скажет то, что у него на уме, например: «Можно мне листок бумаги?».

Эмоционально обездоленному ребенку труднее обратиться хоть к взрослому, хоть к сверстнику даже с такой пустяковой просьбой.

Справедливо ли, разумно ли требовать хорошего поведения от ребёнка, не укрепив, прежде всего ощущения, что его любят, не заполнив его эмоциональный резервуар.

Способы выражения любви к ребенку можно классифицировать по четырем типам: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина. Каждая область принципиально важна.

1. Оказалось, что внимательнее всего ребенок слушает нас, когда мы смотрим ему прямо в глаза.

Остановитесь! Если это ещё малыш, то опуститесь до уровня его глазок.

Читать еще:  Как закрепить краску на одежде уксусом. Как закрепить цвет на ткани уксусом: рекомендации и способы по закреплению цвета. Как стирать в стиральной машинке-автомате

Если почти догнал Вас в росте, тоже смотрите в глаза.

Смотрите молча, с вниманием, интересом и любовью.

Смотрите, спрашивая об оценках в школе.

К сожалению, мы «выразительно» смотрим в глаза лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, упрекаем, ругаем и пр.

Это катастрофическая ошибка.

Любящий взгляд — один из главных источников эмоционального питания для детей.

Взгляд- это мощное оружие. Злые, презрительные, насмешливые глаза взрослого, устремленного на ребенка, могут оставить след во взрослой жизни в виде невротической вины, неприятия себя и прочих саморазрушающих вещей. Пока ребенок маленький, страх делает его покорным и послушным, и внешне это нас вполне устраивает. Но ребенок растет, и страх сменяется гневом, обидой, депрессией.

2. Физический контакт.

«Я вовсе не имею в виду обязательно целоваться, обниматься и пр. Я просто имею в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и т. п».

Маленькому мальчику нужно, чтобы его гладили, обнимали, баюкали, прижимали к груди, ласкали.

«Это физическое проявление любви принципиально важно для мальчика и является решающим с самого рождения до 7-8 лет, подчеркиваю, решающим в его развитии! Исследования показали, то девочки до года получают в 5 раз больше физической ласки, чем мальчики. Я уверен, что это — одна из главных причин, что с мальчиками до трех лет гораздо больше осложнений, чем с девочками. В психиатрических клиниках США мальчиков в 5-6 раз больше чем девочек. И это соотношение резко (еще в несколько раз) возрастает у подростков».

Вырастая, мальчишки уже не вызывают в нас внутреннего умиления и желания приласкать их. Многих людей 7-8-летний мальчишка своей буйной энергией и живостью раздражает, утомляет, действует на нервы, кажется несносным.

Для того чтобы дать ребенку то, что ему необходимо в эмоциональном плане, мы должны признать в себе эти чувства, преодолеть их и стремиться к внутреннему душевному росту и совершенствованию, чтобы как можно лучше выполнять свои обязанности родителей.

«При этом для девочек физический контакт (особенно внешние проявления нежности) становится с годами важнее и достигает пика в возрасте 11 лет. У меня сердце сжимается, когда я вижу одиннадцатилетнюю девочку, которая не получает необходимого ей, как воздух, полноценного эмоционального питания. Это ведь критически важный возраст!»

3. Пристальное внимание.

Это внимание полностью отданное детям. Сложный пункт. Но важный. Хотя бы на 20-30 минут в день просвещать своё время полностью ребёнку. Отложив телефон, не заглядывая в компьютер, не смотря одним глазом в телевизор или делая гимнастику-:)

Только родитель абсолютно свободный от всего, желательно настроенный на активное слушание ребёнка, и сам ребёнок.

Внимательно и сосредоточенно слушать ребенка надо уметь!Он должен убедиться, что вы понимаете все, о чем он пытается вам рассказать. Когда ребенок уверен, что вы осознаете его чувства, мысли и желания, он гораздо охотнее будет положительно реагировать на ваши дисциплинарные требования, особенно если вы не согласны с ним.

Ничто в такой степени не озлобляет ребенка, как ваше требование сделать что-то, если при этом он чувствует, что родители не понимают его позиции.

Ребенку надо дать возможность почувствовать, что он единственный в своем роде. Пристальное внимание. Он особенный!

Не получая пристального внимания ребенок испытывает беспокойство, потому что он чувствует, что все на свете важнее, чем он.

Кэмпбелл предлагает своё косвенное пристальное внимание, как пример: флаг с эмблемой каждого члена семьи. И поднимать в честь победы (учебной, спортивной), дня рождения, поступления куда- то и т п.

Если статью читает взрослый у которого уже несколько потерян детско- родительский контакт и ребёнок не готов к общению, потому что Вы вдруг наконец- о- чудо- отбросили свои дела.

В этой связи есть несколько советов, когда лучше проявлять так называемое » пристальное внимание»:

«Первый период восприимчивости, который я хотел бы отметить, — это когда ребенок смеется от души над чем-то. Например, ребенок смотрит телевизор и от души хохочет над смешной сценой. Тут родители имеют возможность, разделяя его веселье и обсуждая комические подробности, ласково смотреть ему в глаза, прикасаться к нему с нежностью и полностью сосредоточить свое внимание на нем. Но делать это надо вовремя, так как оборона сопротивляющегося ребенка ослабевает ненадолго.

Второй период восприимчивости — это когда ребенок совершил нечто такое, чем он справедливо и по-настоящему гордится. Это не может быть просто какой-то пустяк. Он должен чувствовать, что то, что он сделал, всерьез здорово! Хваля его (и за дело!), родители могут с гордостью посмотреть ему в глаза, одобрительно похлопать по плечу (и уделить ему пристальное внимание, если будет подходящий момент). И опять мы должны быть осторожны и не перестараться, быстро «включиться» и «выключиться».

Третий период восприимчивости — это когда ребенок не здоров физически. Ребенок может быть болен или ударился, и его восприимчивость в это время не совсем предсказуема. Иногда болезнь или боль могут усилить его способность воспринимать привязанность и нежность, иногда, наоборот, он может еще глубже спрятаться в свою раковину, как улитка. Мы, родители, должны быть постоянно начеку, чтобы воспользоваться тем преимуществом, которое дает нам эта возможность и проявить любовь к ребенку, когда он болен или страдает. Ребенок никогда не забудет эти драгоценные специфические минуты душевной близости.

Четвертый период восприимчивости наступает тогда, когда ребенок травмирован эмоционально. Это часто случается, когда возникает конфликт со сверстниками, и они берут над ним верх, скорей всего несправедливо. В такой момент эмоциональных страданий многие сопротивляющиеся дети способны принимать проявления нашей любви.

Пятый период восприимчивости в большой степени зависит от предыдущего опыта общения с этим конкретным ребенком.

Например, один ребенок может быть более открытым во время длительных прогулок с родителями, когда на пути встречается столько интересного, о чем можно поговорить и поделиться впечатлениями. В это время ребенок более восприимчив к проявлению любви со стороны родителей.

Для другого ребенка — самое приятное время общения перед сном, когда родители читают, разговаривают или молятся вместе. Естественно, что в это время ребенок более настроен на нашу любовь. Вот почему так важно ежедневно выкраивать хоть несколько минут для открытого, приятного и теплого общения наедине с ребенком, особенно с сопротивляющимся. Время перед сном — ценный вклад в хорошие эмоциональные отношения в настоящем и еще большее укрепление их в будущем».

Плохое поведение ребенка нельзя прощать, но если на него реагировать неправильно, т. е. слишком резко или слишком мягко, спустя рукава, то нас и наших детей ждут в будущем неприятности и осложнения. Да, мы должны препятствовать плохому поведению наших детей. Мы не должны мириться с дурными поступками. Но первый шаг — это не наказание. К наказанию надо прибегать только как к последнему средству, крайней мере. Куда как лучше справляться с плохим поведением положительными средствами, особенно при помощи искренней любви и привязанности, чем наказывать ребенка, особенно применять физические наказания.

Итак, первый шаг в любой неблагополучной ситуации состоит в том, чтобы убедиться, удовлетворены ли эмоциональные потребности ребенка. Прежде чем заботливые родители примут какие-либо другие меры, эмоциональный резервуар ребенка должен быть наполнен.

Худший враг- бесконтрольные взрывы эмоций , особенно родительского гнева.

Если ребёнок уже испытывает чувство стыда за проступок, то наказание, тем более физическое неприемлемо.Это только заглушит голос его совести.

Родитель должен уметь прощать и научить этому ребенка. Тогда возможно уберечь его от неисчислимых сложностей, связанных с отягощенностью чувством вины, научить его, как справляться с этим, как прощать самому и как получать прощение от других, т. е. чувствовать себя прощенным. И мы можем это сделать, прощая его от души, когда ребенок искренне сожалеет о случившемся.

Маленьких детей часто наказывают, не соизмеряя с возрастом поставленные перед ним задачи.

Родители должны убедиться, что их просьба соответствует возрасту и развитию ребенка и его возможностям. Наиболее частая ошибка заключается в том, что ребенка просят сделать что-то, что кажется ему по силам, а на самом деле это не так.

Классический пример: вы просите 4-летнего ребенка собрать свои вещи. Если ему надо поднять 2-3 вещи, он справится, если больше — просьба ему не по силам. Родители часто ошибочно считают, что подобное ему по силам, и сердятся, когда ребенок отказывается или не справляется. Они наказывают его вместо того, чтобы помочь.

Читать еще:  Жаворонки. История и рецепт. Как испечь жаворонков из теста. Пошаговый рецепт

Еще важно сказать, что надо знать о ребенке, это как работает его память. Дети больше склонны к эмоциональности, чем к когнитивности. Следовательно, они гораздо ярче помнят чувства, чем факты. Ребенок может вспомнить, что он чувствовал в такую-то минуту куда легче, чем подробности того, что происходило.

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Новый завет. Первое послание к Коринфянам, 13:4-7)

Эссе «Любовь к детям — кредо воспитателя!»

Татьяна Ерина
Эссе «Любовь к детям — кредо воспитателя!»

. Все мы родом из детства, из мира любви, добра, где ребенок, не растеряв радости и надежды нового дня, изумляясь красоте мира, ждет встречи с интересным и добрым…

Ребенок изначально настроен на красоту и гармонию, на доброе и возвышенное. И все это надо сохранить на все года. И это в руках взрослых, родителей, педагогов, общества…

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет для нас конечный результат образовательной деятельности — это воспитание гражданина России: носителя ценностей гражданского общества, уважающего ценности иных культур, уважающего других людей, готового сотрудничать с ними для достижения совместного результата; осознающего себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми.

«Воспитание детей – это не малая забава, а задание, требующее тяжелых переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей» пишет Януш Корчак.

А когда начинается воспитание ребенка?

Начинается воспитание ребенка в мыслях, мечтах, воображении женщины и мужчины. А потом духовность воспитателей, учителей. Духовность общества.

Все начинается с семьи,

но и мы, педагоги, стоим на одной из ступеней воспитания детей. Ведь это мы помогаем родителям воспитывать детей, используя свой педагогический опыт, педагогические знания.

Какие – бы формы не принимало образование, всегда важнейшей фигурой в них будет Педагог.

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду.

Кто такой воспитатель? Тот, кто освоил в течение пяти институтских лет премудрости Педагогики? Практика невольно заставляет усомниться: высшее образование – единственное ли это условие успешной работы?

Как применить все имеющиеся знания в жизни, в той повседневной жизни, в которой ты заглядываешь не в учебник, а в распахнутые детские глазенки?

Что ты можешь предъявить ребенку? Заученную чужую цитату, мнение ученого, правило, обведенное в рамочку, опыт коллег-предшественников?

Предъявить можно себя, свое слово, свой поступок. Все то, что ты накопишь за всю жизнь, что повидал, чему научился и что, без остатка, готов отдать…

«Разве можно любить чужих детей? Зачем нужна Гуманная Педагогика?» — слышала я не раз в разговорах с воспитателями.

И многие воспитатели четко, осознанно отвечали: «Нет! Чужих детей любить нельзя! Их можно только уважать…»

Но как же можно жить с тем, кого не любишь? Ведь работа в детском саду это – жизнь…. А научатся ли дети любить других людей, если их не любят?

Любой грамотный человек в наши дни уже знает, что все наши комплексы, которые так мешают нам жить, родом из глубокого детства. И я для себя еще раз убедилась, что в наше время, Гуманная педагогика – актуальна как никогда, которая всегда призывает к постоянному познанию своих возможностей, саморазвитию личности и духовному самосовершенствованию в течение всей жизни.

Без любви к детям воспитатель немыслим. На этом единодушно сходились все великие люди разных времен.

Любить ребёнка (или любовь по Корчаку) — это, прежде всего, принимать его таким, какой он есть. Он постоянно подчеркивает, что если дети разные, то это не означает, что одни хорошие, а другие плохие. Они просто разные. Корчак предостерегает нас не путать «хорошего» ребёнка с «удобным».

Суть воспитательного метода и призыв ко всем педагогам Я. Корчака, это то, что, прежде всего, нужно изучать ребёнка. Наблюдать, стараться понять, проникнуть в его внутренний мир.

И если бы профессиональная жизнь воспитателя начиналась с глубокого изучения и постижения работ Василия Александровича Сухомлинского «Сердце отдаю детям», Януша Корчака «Как любить детей», Льва Николаевича Толстого «О воспитании», «Любите друг друга», Николая Николаевича Неплюева «Опыт дела любви», Шалвы Александровича Амонашвили «Чтобы дарить ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море света»,

то, возможно, воспитатель постигал бы науку любви, а она в профессии воспитателя – самое главное,

Потому что — Нам, воспитателям, доверено самое дорогое – ДЕТИ!

Придя после университета работать в детский сад, увидев чистые, устремленные к тебе детские взгляды, я поняла – Это счастье!

Каждый день на меня смотрят мои воспитанники умеющие доверять и любить бескорыстно.

Можно завоевать авторитет высокими требованиями, дисциплиной, но заставить любить — никогда. Ребёнок не откроет тебе душу, пока не увидит, что ты делаешь это первым….

И когда в глазах ребёнка сияет одухотворённость знаниями, красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человечка, так как в нём – частица моей души.

Я стараюсь быть не над детьми, а встать рядом и решать проблемы вместе, заставляя мое сердце биться в унисон маленьким сердцам.

Согласитесь, что главное – не как громко крикнуть и хмуро посмотреть, а как проще, нежнее и доходчивее для ребенка донести информацию, благодаря которой он сможет жить в гармонии с окружающим его миром.

Как это прекрасно – закладывать ростки будущих характеров, поддерживать их своей любовью, отдавать им, этим неугомонным созданиям, тепло своего сердца.

Дети как губка – впитывают и хорошее, и плохое. Им не важно, что дома неприятности, что у тебя плохое настроение. Им важны твои глаза, твои руки, твой голос, твое сердце!

И понимаешь, что ты здесь для того, чтобы их жизнь продолжалась и была полной, чтобы они были защищены и накормлены, могли развиваться, все делать сами, ходили в сухих колготках, с ощущением, что их здесь любят.

Любят? Да! И ты понимаешь, что действительно их любишь.

Разных: и когда они плачут, и когда смеются, когда задают один и тот же вопрос по сто раз, и когда вообще не умеют говорить. Когда хулиганят, и когда обнимаются, и даже когда обижаются «Я к тебе больше не приду!»

Просто ты их любишь, и поэтому ты здесь — в детском саду…

А потом за ними приходят родители. И ты остаешься один, уходишь в свою жизнь. Кажется в личную. Там – семья, сын, сестра, сварливая свекровь – и никаких детей….

Конечно, ты не плачешь каждый день, когда их забирают домой.

Ты плачешь, один раз в четыре года…. в конце мая, когда вдруг ясно осознаешь, что Саши, Насти, Аленки и Миши …. уже не будет в твоей группе.

Они не придут с утра и их глаза не встретятся с твоими глазами, ты не дотронешься до них, они не возьмут тебя за руку – они уходят от тебя …. – и это грустно, каждый раз это очень грустно.

И они уходят из детского сада, уходят в другую жизнь, но в моем сердце остаются навсегда.

Кажется, что другие дети будут чужими, и я не смогу их полюбить так, как прежних. Но, увидев открытые взгляды малышей, понимаешь – ты им нужна. И так из года в год, из поколения в поколение….

Любовь к детям является отличительной чертой педагога, той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает образовательное учреждение в хорошую семью.

Если педагог проникнут истинной любовью (бескорыстной, самоотверженной, верной, назидающей, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой, его влияние будет сильным и плодотворным. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, психологический комфорт, свободное, без принуждения, послушание детей.

Мудрая любовь к детям – вершина педагогической культуры, мыслей и чувств.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414001/
http://www.b17.ru/article/44291/
http://www.maam.ru/detskijsad/-lyubov-k-detjam-kredo-vospitatelja.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×