Особенности полового и психосексуального воспитания детей в семье и школе: консультация психолога. В каком возрасте нужно начинать половое воспитание? Половым воспитанием мальчика должен заниматься папа

Половое воспитание: кто должен им заниматься и с чего начинать?

И еще раз о том, как говорить «об этом». Родители рано или поздно сталкиваются с необходимостью обсудить тонкости сексуальной жизни и контрацепции со своими подросшими детьми. Дети не всегда готовы обсуждать это с родителями. Как быть?

Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».

Родители – первые по времени воспитатели, поэтому и ответственность за половое воспитание подростков ложится в первую очередь на них. Но психология подростков устроена так, что для них эмоционально легче получить информацию о сексуальной стороне жизни от сверстников или из интернета. Как строить общение с подростками на эту тему и кто в первую очередь отвечает за формирование здорового образа жизни детей? Рассуждают врачи Александр Куликов и Елена Мешкова.

Рассказы про аистов и капусту, про то, что ребенка «купили в роддоме» или «изготовили на фабрике»… Многие из нынешних взрослых могут вспомнить, каким потрясением когда-то было для них узнать, откуда берутся дети на самом деле. В этом узнавании, как правило, смешиваются правда и ложь, пошлость и романтизм, стыд и желание. А потом из-за этой лжи и недосказанности девочки в 15 лет становятся мамами или рискуют ими никогда не стать из-за прерванной беременности. Не наученные говорить «нет» мальчики из бравады и любопытства могут попробовать пиво и «травку», а потом и иглу, – лишь бы не прослыть маменькиным сынком. Рискованное поведение, будь то в сексе или в других областях жизни, становится привычным. А между тем правдивая и своевременная информация могла бы уберечь этих детей от многих трудностей взросления.

Желания и действительность

В ходе социологического исследования* подростки, отвечая на вопрос «Кто должен заботиться о репродуктивном здоровье подростков, их половом просвещении?», на первое место поставили ответ «сами школьники» (60,8%), далее – «родители» (45,6%). Лишь четверть подростков рассчитывают узнать нечто ценное из школьной программы и в самую последнюю очередь ожидают подобного просвещения от педагогов. Мнения родителей кардинально отличаются от мнений подростков. В то же время родители считают, что половое воспитание детей – это прежде всего их обязанность (80,3% ответов), и только (41,7%) возлагают ответственность на школу. Таким образом, родители отводят себе главную роль в половом воспитании, а подростки рассчитывают в основном на себя.

При этом родители не чувствуют себя уверенно, когда дело касается бесед об интимных вопросах. 98% отвечавших родителей выразили желание получить помощь специалиста для бесед со своим ребенком. Такая неподготовленность объясняет реальную ситуацию: только 10% опрошенных подростков ответили, что первую информацию по вопросам пола они получили от родителей**. Как пишет Игорь Кон: «Информация столь интимного свойства, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное эмоционально-эротическое поле, в котором неловко чувствуют себя и родители, и дети. Не только родители чувствуют себя неуютно при разговорах на половые темы, но и подростки предпочитают получать эту информацию каким-то иным путем, беседа с родителями на эти темы их смущает и шокирует»***.

Кто, если не родители?

Конечно, родители в любом случае – первые по времени и главные воспитатели. С момента рождения ребенка все, что делают и не делают, о чем говорят и умалчивают родители, формирует его личность. Отношения родителей между собой, с ребенком и с другими задают образец, который потом будет проявляться в его поведении. Пример родителей во всех вопросах, начиная от того, как они общаются друг с другом и с ребенком, и заканчивая тем, какой образ жизни они ведут, какие ценности и убеждения разделяют, имеет первостепенное значение для усвоения ребенком норм мышления и поведения. Хорошо, если семья дает положительный пример, если родители вовремя и деликатно объясняют ребенку все сами, берут на себя формирование здорового образа жизни детей.

А если нет? Подросток все равно будет искать информацию, которая ему нужна и интересна, – о том, как меняется его тело (вторичные половые признаки, менструация, поллюции) и душа (мысли, желания, приоритеты), о том, как развиваются отношения (дружеские и романтические), о первой любви и о первом свидании, о создании семьи и рождении детей. То, что не скажут родители, расскажет старший приятель во дворе или поисковая система в интернете. Но при этом есть очень большой риск, что услышанное от друзей, прочитанное в чате или на случайном сайте окажется не совсем верным и даже вредным. Так что половое воспитание так или иначе свершится, но вряд ли его результаты можно будет считать удовлетворительными.

Кто же даст верные сведения, поможет сориентироваться в потоке информации, научит критически осмысливать прочитанное, услышанное и увиденное, принимать самостоятельные решения, не поддаваться вездесущей рекламе, противостоять принуждению со стороны сверстников? Кто, если родители стесняются, не знают, не могут или не хотят, расскажет о физиологии, репродукции и контрацепции с учетом психологии подростков? И донесет мысль, что отношения, любовь и семья лучше всего строятся на таких общечеловеческих ценностях, как равноправие мужчины и женщины, уважение прав человека, недопустимость насилия и ответственность за свои поступки.

Елена Мешкова – кандидат медицинских наук, врач-педиатр высшей категории, Заслуженный врач Украины, заместитель генерального директора Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» (Киев, Украина)

Александр Куликов – доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного медицинского университета имени И. И. Мечникова, руководитель Учебно-методического и научного центра по развитию клиник, дружественных к молодежи (при поддержке ЮНИСЕФ) (Санкт-Петербург, Россия).

* По данным исследования «Репродуктивное здоровье подростков» (Институт социологии РАН, руководитель И.В. Журавлева, Тверь, 2001).

** Н. Лузан и др. «Медико-социальные исследования полового поведения подростков Новосибирской области за 5 лет (1994–1998». ИППП, 1999, № 3.

*** И. Кон «Психология юношеского возраста» (Просвещение, 1979).

Школа как пропагандист здорового образа жизни

Эти задачи ставятся перед школой. Ей вменяется пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни детей и духовно-нравственное воспитание учеников. А от последних требуется забота о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремление к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию****.

Логично, чтобы в рамках обучения здоровому образу жизни призывали не только заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, но и научили элементарной гигиене и культуре половых отношений ради сохранения репродуктивного здоровья. Возможно, кто-то из сегодняшних родителей помнит «Гигиеническое и половое воспитание» в 8 классе и «Этику и психологию семейной жизни» в 9-м и 10-м. Потом наступила перестройка. Эти, признаться, довольно-таки скучные предметы из школьной программы в России убрали, на их место разработали новые, которые в середине 90-х едва ввели, как тут же отменили из-за протестов родителей и церкви. С тех пор вопросы, связанные с репродуктивным здоровьем и профилактикой ВИЧ-инфекции и других социально опасных заболеваний, рассматриваются вскользь только на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности и физической культуры.

В то же время в Украине с 2001 года с 1 по 9 класс изучается обязательный предмет «Основы здоровья». На уроках обсуждаются не только вопросы общей гигиены, важности занятия спортом, соблюдения режима дня и правильного питания, безопасности на дороге и в общественных местах, но и психология подростков, вопросы их физического и психосексуального развития, пола и гендера, дружбы и любви, верности и создания семьи, предупреждения и недопущения насилия, в том числе сексуального, инфекций, передаваемых половым путем, нежелательной беременности, противодействия дискриминации и толерантного отношения. Как видим, «пестики и тычинки» занимают не самое главное место в этом серьезном разговоре о ценностях и установках.

Читать еще:  Как правильно пользоваться лаком для волос? Три главных правила

Поддержка со стороны родителей

Не все родители поддерживают идею полового воспитания в школе. Слишком уж серьезное это дело. Не каждый учитель справится. А если эти уроки спровоцируют повышенный интерес к сексу и желание попробовать? Родители ждут от школы в первую очередь знаний, которые позволят ребенку хорошо сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Поэтому старшеклассников главным образом к этому и готовят. В плотной сетке уроков и дополнительных занятий места для «жизненных навыков» не найти. Да и зачем? «…Чтоб иметь детей, кому ума недоставало?» Так и школе проще. Не каждый учитель готов вести с учениками разговор об ответственности за себя и за того, кого любишь…

Однако для успешного преподавания обязательных предметов профилактической направленности («Основы здоровья», «Здоровый образ жизни») или проведения соответствующих факультативных занятий очень важны и профессионализм педагогов, и поддержка со стороны родителей. Для этого школа должна заранее ознакомить родителей с содержанием соответствующего предмета или факультативного курса. Посмотрите учебники и пособия, по которым будут заниматься ваши дети, узнайте, какие вопросы будут обсуждать на занятиях. Не пугайтесь, если что-то покажется вам преждевременным или слишком откровенным, – дети уже знают об «этом» гораздо больше, чем вы предполагаете, из других источников. И будет лучше, если в школе им дадут верную информацию.

**** Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Жизненные навыки: мышление, общение, поведение

Жизненные навыки представляют собой способность к адаптации и практике положительного поведения, что позволяет нам преодолевать трудности повседневной жизни. В частности, жизненные навыки включают в себя умения и навыки межличностного общения, помогающие людям принимать информированное решение, мыслить критически и творчески, эффективно общаться, строить здоровые взаимоотношения, сопереживать, справляться с жизненными проблемами и вести здоровый и продуктивный образ жизни. Жизненные навыки могут быть направлены на личные действия или действия в отношении других людей, а также на действия по изменению окружающей среды, с тем чтобы сделать ее благоприятной и безопасной для здоровья*.

* В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, подробнее на сайте ВОЗ: who.int/school_youth_health/media/sch_skills4health_russian.pdf

Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.

Половое воспитание детей младшего возраста и подростков

Любознательным и увлеченным малышам, которые только начинают процесс познания мира, интересно все: почему у собаки растет хвост, как дует ветер, откуда берутся дети. На последний вопрос родители, как правило, отвечать не торопятся или рассказывают истории о чудодейственных свойствах капусты. Подобное поведение взрослых в корне неправильное, так как половое воспитание детей должно начинаться с самого раннего возраста, и заниматься им должны именно родители. Это положение многие взрослые понимают, однако как правильно организовать этот процесс они не знают.

Вариантов предоставления информации множество. Сложность состоит в том, чтобы сделать правильный выбор. Ведь от того, как проводилось половое воспитание детей, зависит их ориентация в жизненно важных вопросах:

  • Принятие своей половой принадлежности;
  • Понимание и выполнение половой роли;
  • Умение управлять физическими потребностями;
  • Желание сдерживать эмоции, управлять негативными проявлениями характера.

От того, насколько ответственно родители подойдут к вопросу полового воспитания, будет зависеть уровень удовлетворенности личной жизнью у ребенка в будущем.

Семейное воспитание

Так как уровень доверия детей к родителям, особенно в младшем возрасте, велик, освещать вопросы полового воспитания нужно родителям.

Ведь все мамы и папы хотят вырастить заботливую и женственную девочку, мужественного и способного отвечать за свои поступки сына. Правильно организованное семейное половое воспитание способно выполнить эти функции. Только в семье формируется понятие о половой принадлежности и уровне ее проявления, развитие сексуальности в тех рамках, которые одобряет общество. Родители, основываясь на знании психологии детей, могут гармонично сочетать вопросы биологического и социального плана в процессе воспитания.

Воспитание детей в семье начинается сразу же после рождения. Любое прикосновение родителей вызовет положительную реакцию малыша: он начнет улыбаться, что-то лепетать на своем «младенческом» языке. То есть уже в этом возрасте проявляются первые признаки психосексуального развития.

Безусловно, нельзя сравнивать взрослую и младенческую сексуальность: они совершенно разные. Однако можно с уверенностью заявить, что половое воспитание ребенка уже началось.

По мере взросления малыш начинает интересоваться своим телом. Причем исследование половых органов вызывает в нем такой же интерес, как и изучение ручек, ножек и глаз. Этот естественный процесс познания собственного тела необходим, так как с его помощью происходит общее развитие.

В это время ребенку интересно рассматривать и ощупывать свои половые органы. Не меньший интерес вызывают у него строение тела сверстников и родителей. Поэтому взрослые должны спокойно объяснить ребенку, что можно делать, а что нельзя. Ни в коем случае нельзя кричать, а уж тем более наказывать за это: велик риск того, что кроха начнет воспринимать гениталии как что-то постыдное. А это чревато появлением серьезных проблем в будущем.

Возрастные различия

Когда малыши начинают интересоваться вопросами половой принадлежности, они часто проявляют незаурядные философские возможности. Поэтому родителям нужно тщательно отслеживать уровень их осведомленности и контролировать умозаключения, которые они сделали после получения информации.

Чтобы взрослым было легче подготовиться к потоку вопросов, которые непременно будут задаваться детьми, психологи сгруппировали их в возрастном контексте:

  • 2-3 года. Интерес к строению своего тела. Признаки отличия девочек от мальчиков.
  • 3-4 года. Как я появился на свет, где был до рождения и почему у женщин бывают большие животы.
  • 5-6 лет. Как я попал в живот, каким образом оттуда вышел? Как у меня получилось вырасти из семечка?
  • 7-8 лет. Как папа помог мне родиться, почему я похож на маму? У меня будет большой живот?

Отвечать нужно четко, коротко и правдиво на конкретно поставленный вопрос. В обратном случае у малыша появиться масса дополнительных вопросов, ответ на которые он в любом случае постарается найти в другом месте.

Подобные беседы с самими близкими людьми сформируют определенный «иммунитет» к потоку информации негативного содержания, которую им обязательно предоставят «уличные» осведомители.

Преподносим информацию правильно

Что значит рассказать просто, правдиво и доступно? Многих родителей беспокоит, могут ли они правильно «дозировать» количество информации, нужной крохе. Психологи вновь пришли на помощь и разработали основные методики полового воспитания детей.

В три года рассказать крохе о взаимоотношении полов можно с помощью сказки. Для этого необходимо сочинить волшебную историю, где главными действующими лицами будете вы, родители, и малыш. Приведем пример такой сказки.

В некотором царстве жили-были король папа и королева мама. Они так любили друг друга, что однажды утром, проснувшись в своей королевской кровати, поняли, что в животе у королевы мамы появилось маленькое семечко. Оно росло-росло и выросло в маленькую девочку Арину. Когда принцессе стало тесно в мамином животе, она вышла через специальную дверку. Все царство-государство радовалось рождению принцессы!

Читать еще:  Как кожу лица увлажнить в домашних условиях: эффективные методы и отзывы

В этом возрасте любопытство малыша будет полностью удовлетворено.

Чуть-чуть биологии

К пяти годам ребенок вернется к этому вопросу, ведь ему уже важно узнать, как семечко попало в мамин живот. В этом случае продолжение истории должно включать в себя рассказ о том, что любовь папы настолько безграничная, что он подарил маме частичку своей клеточки. У мамы в животе родительские клеточки соединились, а из этого целого появилась девочка (мальчик). Правда, в этом возрасте, вы можете столкнуться с тем, что малыш продолжит свои расспросы. Поэтому можно добавить, что любовь мужчины и женщины всегда заканчивается рождением ребенка.

Еще один важный момент, на котором стоит остановиться. Если во время прогулки по парку, малыш громко воскликнет: «Мама, почему собачка прыгает на собачке? », — не стоит заставлять его смотреть на красивые облака или забавную белочку. Объясните, что таким образом одна собачка передает свою клеточку другой, а потом у них родятся щенки. Малыша в этом возрасте совершенно не занимает техническая сторона вопроса: он просто соотнесет такие игры с появлением детей.

Немного техники

Учитывая то, что половое созревание у современных детей происходит значительно быстрее, чем раньше, психологи считают, что начиная с 7 лет малышей нужно готовить к изменениям, которые в скором времени произойдут в их организмах.

Половое воспитание девочек должно начинаться с этого возраста, так как первый менструальный цикл в 8-9 лет становится нормой, а не исключением. Важно, чтобы эти вопросы осветила мама, рассказывая о том, как проходят менструации и зачем они нужны женщине. Информацию нужно преподносить постепенно, затрагивая более серьезные аспекты сексуального развития.

Для развития девочки половое воспитание имеет большое значение. Мама должна предупредить ее о том, что грудь начнет скоро расти, что возможны болевые ощущения во время менструации. Правильное половое воспитание девочек основывается на доверии к матери, которая должна преподнести информацию так, чтобы девушка не испытывала комплексов по поводу начинающихся половых изменений, а ощущала гордость от того, что становится красивее и взрослее.

Если в вашей семье растет сын, лучшим воспитателем в сфере половых отношений станет отец. Половое воспитание мальчиков предусматривает беседы с отцом о возможных ночных поллюциях, ломке голоса и о других проявлениях взросления. Если мама растит сына без отца, эту роль ей придется взять на себя. Нужно объяснить, что подобные явления свидетельствуют о том, что он взрослеет правильно: эти вещи происходили и происходят со всеми мужчинами.

Важно отметить, что, сколько бы интересных сказок вы не придумали, какое количество бесед не провели, самым важным элементом сексуального воспитания станут взаимоотношения между родителями. Малыш не всегда понимает, о чем говорят взрослые, но он отчетливо улавливает интонацию, с которой происходит разговор. Поэтому нужно помнить: родители создают модель сексуального поведения детей в будущем.

Приобретите энциклопедию

Настоящий интерес к вопросам секса появляется к 12 годам. Подростковый возраст, когда уже многое известно, но до конца не осмыслено, является важным жизненным этапом. Во многом от того, как пройдет половое воспитание подростков, будет зависеть успешность их сексуальной жизни в будущем. Поэтому, чтобы давать максимально развернутые ответы на вопросы взрослеющих девочек и мальчиков, лучше приобрести литературу соответствующей тематики.

«Кого называют геями? », «Когда можно забеременеть? », «Что такое заниматься сексом? » Множество подобных вопросов не заставят себя ждать, если между родителями и подростками сложились дружеские отношения. В этих ситуациях обращение к специализированной литературе будет как нельзя кстати. Это не значит, что нужно отвечать: «Иди почитай книгу, я занят (а)! » Правильнее прочитать соответствующий раздел вместе, комментируя непонятные для ребенка моменты. В этом возрасте пора начинать разговор о методах контрацепции и последствиях пренебрежения этим важным правилом сексуальных отношений.

Значение полового воспитания

Оградить от сексуального воспитания детей невозможно. Если здравомыслящие родители не займутся разъяснениями подобных вопросов, эту роль на себя возьмут школьные и «уличные» товарищи, которые не постесняются расписать во всех красках «прелести» взаимоотношения полов.

Половое воспитание молодежи – неотъемлемый элемент общего воспитания, от качества которого зависит успех личной жизни будущих жен и мужей, мам и пап. Ведь половое просвещение – это не обзор анатомических особенностей. Это возможность предотвратить последствия беспорядочных половых связей и незащищенного полового акта. При этом происходит принятие и осознание нравственного поведения и моральных норм.

Половое воспитание подростков

Половое воспитание подростков — очень важный аспект, а порой и очень сложный для родителей. Которые порой думают, что это развратит их детей. Или считают, что ещё слишком рано. К тому же в нашем обществе принято умалчивать о сексуальных отношениях, так как возникает слишком много смущения и стыда. Порой непереносимого.

Важность полового воспитания

Половое воспитание детей и подростков включает в себя не только темы секса. Оно способствует гармоничному развитию ребёнка в личной и социальной сфере.

Рассмотрим подробнее, какие сферы затрагивает правильное половое воспитание:

  • Помогает присвоить идентичность. Дети уже с трёх лет обнаруживают свою половую принадлежность и могут отличать мальчиков и девочек по половому признаку. В старшем возрасте они задумываются о том, как это быть мужчиной или женщиной. В чём различия? Какие особенности? Как строятся отношения с противоположным полом? Какие сложности возникают? Понимают, что именно их привлекает в другом или, наоборот, отталкивает.
  • Формирует сексуальные предпочтения и ориентацию. Помогает осознать свою сексуальность. Благодаря чему происходит обогащение личности и повышается способность к любви. А также благодаря осознанности своей привлекательности уменьшается риск сексопатологических нарушений.
  • Подготавливает к ответственности в партнерских и брачных отношениях. Помогает понять свою роль и обязанности в семье.
  • Готовит к родительству путём формирования ролевого поведения. Быть отцом или матерью, как это? Что делает отец, а в чём проявляется роль матери?
  • И конечно же, формирует привычку здорового образа жизни. Влияние алкоголя, курения или наркотиков на здоровье и рождение детей. Правильная и ежедневная гигиена. Защищённый секс от незапланированной беременности и венерических заболеваний.

Особенности полового воспитания детей заключаются в том, что начинается оно сразу после рождения и совершенствуется с каждым периодом. Поэтому начинать разговоры о половом воспитании в подростковом периоде уже немного поздно. Процессы начались много лет назад.

Особенности полового воспитания в разных возрастах

Ранний возраст

Психосексуальное развитие происходит сразу после появления на свет. Малыш реагирует на прикосновения, поглаживания и укачивания. В возрасте 6 месяцев его начинают интересовать части своего тела. Он только обнаруживает свою отдельность от матери и исследует себя. Поэтому трогает все, к чему достаёт. Не нужно пугаться, если половые органы исследует намного чаще. Это нормально, не стоит ругать и убирать руки.

В два года знает как все части тела называются. А в три уже отличает мальчиков от девочек не только по розовому цвету и бантикам. Может начать интересоваться, как попал маме в животик. Расскажите доступно и без подробностей, как появляются дети (от любви папы и мамы…). И ни в коем случае не выдумывайте про аистов и капусту. Иначе малыш подрастёт и потеряет доверие к вашим словам.

Читать еще:  Сексолог: «Проблема большинства пар в том, что потребности женщины в сексе выше, чем может удовлетворить мужчина. Раздел II. Как раскрыть свои сексуальные возможности и получать сексуальное удовлетворение

В 4 года происходит идентификация себя с мальчиком или девочкой. Может начать повторно трогать себя за гениталии, осознавая, что это приятно. Не стоит опять-таки его ругать, это пройдёт скоро. А вот при резкой негативной ситуации могут со временем развиться сложности сексуального характера. Ведь отложится в сознании, что это стыдно, грязно и некрасиво. Чувствуете неловкость — выйдите на минуту из комнаты.

Дошкольный и младший школьный возраст

В пять лет проявляется стеснение. С этого момента душ принимать ребёнок должен только с родителем своего пола. Если нет такой возможности — научите правильной гигиене половых органов, будет мыться сам. Или заходит в ванну трусиках, и снимает после того, как ему помогут помыть спину и голову.

В школьном возрасте активно могут с одногодками обсуждать темы секса. Это важный период, когда вы можете сформировать доверительные отношения. Объясните малышу, что в случае каких-либо вопросов на тему секса он может обращаться к вам. С девочками до 7–8 лет важно поговорить о менструации, иначе она испугается, когда это с ней впервые не случится.

Подростковый возраст

В этот период у детей происходит перестройка гормонального фона. И активно начинает проявляться половое созревание. У мальчиков сексуальное влечение выражено более ярко, они стремятся именно к совершению полового контакта. Им важно нравиться, влюбляться и получать романтические признания от парней.

О чём нужно рассказывать

В первую очередь вы должны рассказать ребёнку о том, как защитить и сохранить своё здоровье. А также здоровье будущего партнёра. Выберите подходящее время и обязательно поговорите на такие темы, как:

  • Физиологическое строение их половых органов. Может возникать много смущения и напряжения, но все же старайтесь называть все органы соответствующими терминами. Не нужно придумывать ласкательные имена, ребёнок должен знать достоверную информацию о строении своего тела. Расскажите о функциях каждого органа, для чего он создан природой.
  • Половое созревание. Предоставьте информацию о процессах, которые происходят в их организме. Им будет намного легче сталкиваться с изменениями, когда они будут знать, что это нормально. Что это происходит со всеми, только у кого-то начинается раньше, у кого-то позже.
    Девочкам подробную информацию о менструациях, о том, что может изменяться грудь. Начнут расти волосы в интимных зонах. Мальчикам важно знать о возникновении ночных поллюций. О том, что порой будут испытывать возбуждение и эрекцию. Начнёт «ломаться» голос и также появится растительность как в интимной зоне, так и на лице.
  • Гигиена. Вроде и так понятно, дети давно приучены к гигиене. Но сейчас можно подробнее рассказать о заболеваниях, которые возникают при несоблюдении чистоты. Важно менять ежедневно белье и регулярно правильно подмываться. Порой даже злоупотребление мытьём может привести к воспалительному процессу у девочек. Редкое подмывание грозит мальчишкам инфицированием смазки, которая скапливается под крайней плотью. И со временем это может вызвать её сужение, которое называется фимоз.
  • Венерические заболевания. Какие признаки при возникновении инфицирования, последствия. Расскажите о том, какие врачи занимаются диагностикой. Какое может назначаться лечение. Им важно знать о последствиях необдуманного поступка. Что это может привести к колоссальным изменениям их организма. Что лечение может занимать очень длительный период. А такие заболевания, как ВИЧ и СПИД остаются на всю жизнь. И требуют постоянного поддержания иммунной системы с помощью медикаментов.
  • Методы контрацепции. Расскажите существующие способы контрацепции и защиты не только от заболеваний, но и от нежелательной беременности. Покажите, как правильно пользоваться презервативом. В какую сторону выворачивать и как правильно одевать. Что нельзя открывать зубами во избежание его повреждения. А также нежелательно носить в кармане, иначе может протереться. Все эти нюансы очень важны, иначе защитные функции теряются.
  • Вредные привычки. Подростки должны иметь представление о пагубном воздействии курения, алкоголя и наркотиков на их организм. Что это вызывает привыкание. Очень влияет на здоровье будущих детей. Может менять их сознание и разрушать здоровье.

Как общаться об интимном

  • Важно, чтобы разговор с подростком проводил родитель одного с ним пола. Иначе это может вызывать у ребёнка очень много смущения. Из-за которого он может отказываться от диалога. В случае когда нет такой возможности, пробуйте поэтапно что-либо рассказывать. Когда он привыкнет и возникнет доверие, сможете перейти к более открытому разговору.
  • По поводу темы о гормональной перестройке, предоставьте не только информацию, а научите, как правильно обходится с изменениями. Поддержите дочку, выберите необходимые средства гигиены во время месячных и научите ими пользоваться. Мальчишек, во избежание чувства стыда перед родителями, научите менять и стирать постель самостоятельно. Покажите, как безопасно бриться. Какой бюстгальтер выбирать, какое бельё необходимо для комфорта и здоровья.
  • Если обнаружили материал порнографического содержания – не нужно устраивать скандал. Это только отдалит подростка от вас. Их интерес носит экспериментальный характер. Подростки обычно обсуждают какие-либо моменты, связанные с сексом. Обмениваются знаниями. Поэтому не удивительно, что ваш ребёнок решил удовлетворить своё любопытство. Будьте спокойны, если сын или дочка видели порнографические моменты, это не означает, что они не понимают разницу между близкими отношениями и просто сексом.
    К тому же запретный плод сладок. Он всегда найдёт возможность раздобыть необходимый материал, в другой раз получше спрятав. Не запугивайте и также не рассказывайте об отвращении к такому процессу. Иначе он обесценит всю информацию, которую до этого получил от вас в целях защиты. Проявите терпение и уважение к личным границам подростка. И посвятите время на создание системы ценностей, в которой сексуальность не подавляет остальные интересы.
  • Посмотрите вместе фильмы о любви, обсудите их. При этом дайте возможность подростку высказать своё мнение. И ни в коем случае не критикуйте его. Он только учится, у него нет опыта, по сравнению с вами. Лучше поделитесь своей историей отношений, ошибками и их последствиями. Как вы справлялись с ними, проживали сложные моменты.
  • Научите заявлять о своих границах, о том, что им не нравится или не хочется. Пусть поймёт, что отказать и сказать «мне это неприемлемо» — нормально и правильно. Никто не имеет права заставлять их игнорировать себя ради того, чтобы угодить. Из-за страха отвержения они могут наделать много глупостей. Учите уважать себя и принимать такими, какие они есть.
  • Приучайте к тому, что влюблённость не должна заменять все в их жизни. Обучение в школе, обязанности дома и посещения кружков не должны игнорироваться. А в отношениях важно уметь уважать другого, заботиться о нём. Проявлять нежность, поддерживать и слушать.
  • Не реагируйте злостью или обидой, если при разговоре ребёнок смеётся и шутит. Он не обесценивает ваши попытки, а пытается справиться со своей неловкостью. Таким образом, происходит разрядка.

Половое воспитание детей и подростков требует порой колоссальных усилий. Но они оправданы. Благодаря своевременной информации ваш ребёнок научится строить гармоничные отношения с противоположным полом. По статистике, дети, с которыми родители говорили о сексе, меньше были подвержены венерическим заболеваниям и нежелательной беременности. Если вам удался разговор, со временем вы будете к нему возвращаться. Потому что ваш ребёнок будет чувствовать поддержку и обращаться за опытом с новыми вопросами.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Источники:

http://www.psychologies.ru/roditeli/teenagers/polovoe-vospitanie-kto-doljen-im-zanimatsya-i-s-chego-nachinat/
http://vospitannie.ru/rebenka/polovoe.html
http://marypop.ru/psihologiya/vospitanie/polovoe-vospitanie-detej.html

Ссылка на основную публикацию