Китайский метод воспитания детей. Особенности воспитания детей в китае. Отношения в коллективе

Особенности воспитания детей в Китае

Невероятное трудолюбие, целеустремленность и терпение китайского народа – во многом заслуга специфической системы воспитания, принятой в этой крупнейшей азиатской стране, показывающей в бурные темпы экономического роста и завидные спортивные успехи. Мы бы, пожалуй, назвали эту систему авторитарной и даже жестокой, но сами китайцы считают ее абсолютно естественной и единственно верной.

Печально известный лозунг «Одна семья – один ребенок», выдвинутый правительством в 80-е годы 20 века, заставил семьи с особой тщательностью подходить к рождению ребенка – права на ошибку у них не было. Женщина решала делать аборт, даже если ее не устраивал пол ребенка (с давних лет рождение мальчика считается в Китае большой радостью, а рождение девочки – неудачей), а о рождении малыша с возможными отклонениями не могло быть и речи. В сельском местности, правда, этого правила никогда не придерживались, «незаконных» детей или вовсе не регистрировали, или привыкли рожать и платить налог. Сейчас государство, убедившись в неэффективности старой стратегии, выдвинуло новый лозунг – двое детей, правда, многие китаянки, решившиеся на стерилизацию, уже не смогут им воспользоваться.

Политика ограничения рождаемости заставляет родителей воспитывать своего единственного малыша (максимум двух) очень строго для того, чтобы он вырос самым лучшим, самым талантливым, образованным, успешным. «Если ты не первый, то ты неудачник» – привычный лозунг китайский родителей. Это не жестокость, а трезвый расчет и забота о будущем своего чада, ведь «выбиться в люди» в миллиардной стране совсем не просто. Умение выживать в конкурентной борьбе прививается малышам с детства.

В отличие от ценностей, которые развиваются в западном обществе, во главу угла китайское общество ставит не личность ребенка и его гармоничное развитие, а лидерство, усердие и умение добиваться цели. Педагоги и родители не усложняют процесс воспитания такими понятиями, как нежная детская психика, самооценка, доверительные отношения с ребенком и т.д. Напротив, они считают, что это европейцы слишком «заморачиваются» проблемами детской индивидуальности. Китайских детей учат покорности, а проявления непосредственности и обычной эмоциональности считаются признаком незрелости и неумения держать себя в руках. При наличии проблем китайские родители ни за что не поведут ребенка к психологу, скорее накажут его или даже выпорют.

Амбициозное государство, понимая ценность «человеческого фактора», ставит целью всесторонне развитие детей. С 3-месячного возраста государство берет на себя воспитание детей, которых уже можно отдать в ясли. С 1,5 лет ребенок начинает получать развернутое и, надо сказать, вполне качественное образование: детей учат музыке, рисованию, развивают умственные и физические способности. С 3 до 6 лет дети ходят в бесплатные садики, которые мало чем отличаются от советских и постсоветских – здесь без лишних изысков детей приучают к труду и коллективному сосуществованию, начинают обучать грамоте. Внимание: ребенка, который в три года не умеет сам себя обслуживать (кушать, одеваться–раздеваться, ходить в туалет, вытирать себе попу и т.д.), в государственный сад НЕ ВОЗЬМУТ. Есть и частные садики, где лучше техническое оснащение, больше внимания уделяется культурному и эстетическому развитию, меньше детей и больше воспитателей. С 6 до 12 дети посещают начальную школу, следующие три года посвящены обязательному среднему образованию. А вот в старшую школу попадают только те, кто достойно учится, и конкуренция очень высока.

Школы в Китае требуют отдельного абзаца. В них дети не просто учатся, а по нашим меркам, просто «вкалывают». Ежедневно школьник встает в 5 утра, чтобы повторить и доделать уроки. В учебном заведении дети находятся весь день, дабы дать родителям возможность полноценно работать. Официально они учатся до 5-6 часов вечера, но на практике после кружков и дополнительных занятий приходят домой после 10 вечера! На каникулы им задают столько, что необходимо заниматься ежедневно не менее 2 часов, причем перед началом учебного года нужно прийти в школу и сдать задание учителю. Самое удивительное, что нервные срывы и переутомления при таком ритме жизни детям Китая не свойственны (или требовательные родители и педагоги их просто не замечают?)

Складывается впечатление, что ребенок для китайца – это некий проект, который в будущем должен обязательно оправдать все надежды родителей. И здесь мама и папа могут быть поистине безжалостными: часами заставлять играть гаммы, не давая ребенку есть, пить и отдыхать, пока у него не получится, так, как надо. Или разорвать открытку ко дню рождения мамы, если она окажется недостаточно хорошо сделана. Они идут на шантаж, угрозы, обман и суровые наказания, лишь бы дети отвечали установленной для них планке. Тратить время впустую, на телевизор или компьютерные игры китайцы не позволяют. Выбор вуза и будущей профессии для ребенка тоже делают взрослые. А уж о том, чего стоят победы маленьких китайских спортсменов, впечатлительным родителям лучше и вовсе не знать.

Читать еще:  Как сохранить отношения на расстоянии? Можно ли сохранить любовь на расстоянии

При этом китайские родители всегда приветливы и действительно любят своих детей. Как все это отражается на психике детей? Сложно сказать, ведь их в младенчества учат слушаться старших, не капризничать и довольствоваться малым. Но ведь штука – китайские дети совершенно открытые, улыбчивые, не «задерганные», ласковые к старшим и воспринимают свою «каторжную» жизнь как норму. В школах не стреляют, учителей не ненавидят.

Итак, китайский стиль воспитания – абсолютная противоположность европейскому, но ведь и трудолюбивые и дисциплинированные китайцы – абсолютная противоположность, к примеру, инфантильным и ленивым испанцам. Что-то в китайском воспитании покажется нам неприемлемым, а что-то и вполне разумным. А если снизить уровень авторитарности и сделать поправку на культурные особенности, мы узнаем в нем старое доброе советское воспитание. Которого иногда очень не хватает моим детям.

Отличия китайской системы воспитания детей

После выхода известной книги Эми Чуа “Боевой клич матери тигрицы” а также статьи “Почему китайские матери лучше всех” в известном американском издании The Wall Street Journal, среди родителей продолжаются После выхода известной книги Эми Чуа Боевой клич матери тигрицы а также статьи Почему китайские матери лучше всех в известном американском издании The.

После выхода известной книги Эми Чуа “Боевой клич матери тигрицы” а также статьи “Почему китайские матери лучше всех” в известном американском издании The Wall Street Journal, среди родителей продолжаются дебаты об особенностях воспитания в различных культурах. Например, Эми Чуа утверждает, что китайские методы воспитания помогают вырастить более успешных детей.

Этим вопросом заинтересовались и исследователи из Стенфордского университета. Они решили пролить свет на то, каковы ключевые фундаментальные различия между методами воспитания китайских и американских родителей. Результаты этого исследования были опубликованы в научном издании Personality and Social Psychology Bulletin.

Китайское воспитание детей

Чтобы выявить культурные различия в воспитании детей, исследователи сравнили то, как ученики старших классов (по происхождению китайцы и американцы) описывают свои отношения со своими мамами. Ученые также изучили: мотивируют ли китайские и американские матери своих детей для достижения успехов в школе.

Ведущий исследователь Алисса Фу объясняет, что научная работа фокусируется на материнском отношении, потому что в китайских семьях матери, как правило, принимают более активное участие в жизни детей. «Китайские родители поощряют своих детей выстраивать прочные отношений с родителями. Другими словами, китайских детей готовят к тому, чтобы они были взаимозависимыми”, — отмечает эксперт.

В то же время европейских и американских детей родители готовят к независимости. Родители поощряют своих детей, чтобы те видели в себе личностей. Мамы и папы также стремятся изучить мысли и переживания своих детей. Это ключевое различие между китайским воспитанием и американским.

Китайская мудрость о воспитании детей и американские принципы

Алисса Фу с коллегами провела уже четыре исследования на эту тему. В первом исследовании школьников просили просто рассказать о своих мамах. Китайские дети чаще всего описывали свои отношения с мамой (например, говорили: “Она подталкивает меня, чтобы я преуспел”), в то время, как европейские и американские дети чаще описывали матерей как отдельных личностей, говорили о том, как они выглядят. (Например, “У моей мамы голубые глаза, и она любит читать”.)

Во время второго исследования школьников просили оценить, какие чувства связывают их со своими матерями, а также испытывают ли они давление со стороны родителей. Как и предполагали ученые, китайские дети испытывают большую взаимозависимость от своих матерей. Они также испытывают большее давление со стороны своих матерей, но не ощущают от этого дискомфорта.

Европейские же и американские дети сообщили, что давление со стороны своих матерей они расценивают, как негативный фактор. И чем больше давление они чувствуют, тем меньше им кажется, что матери их поддерживают. Европейские и американские дети также чаще чувствуют, что матери их не понимают. Они также стремятся отстаивать свою независимость .

Во время третьего и четвертого исследования школьников попросили решить сложную задачу. При этом у китайских детей появлялось больше мотивации решить задачу, когда они думали о своих мамах. Европейские и американские дети были более мотивированы, думали о своем собственном будущем.

Интересным оказался тот факт, что что китайским школьникам помогали не столько мысли о маме, сколько воспоминания о каких-либо моментах, когда мать “давила” на своих чад и заставляла что-либо делать.

Все эти четыре исследования подчеркивают принципиальные различия в методах воспитания, присутствующих в разных культурах. Взаимозависимость китайских матерей и их детей позволяет использовать эту связь для мотивации во время решения сложных задач. Европейские и американские дети напротив считают себя независимыми от своих матерей. Соответственно давление мамы для них не может быть чем-то мотивирующим. В европейском и американском контексте преодоление неудач является личным достижением, а не коллективным.

Читать еще:  Влюбленный мужчина-весы и отношения с ним. Все секреты о том, как влюбить в себя мужчину-весы

Китайская система воспитания детей

Результаты научной работы касаются не только отношений детей и родителей. Они также объясняют определенную динамику отношений между студентами и преподавателями. «Например, китайцы весьма чувствительны не только к ожиданиям своих матерей, но и к соиальной иерархии. Поэтому для них большую роль играет авторитет учителя на много больше, чем для европейских и американских детей”, — объясняет эксперт.

Ученые считают, что оба подхода — и китайский, и американский являются в чем-то верными. Европейские и американские матери правы в своем предположении, что слишком много материнского участия может убить мотивацию. Поэтому они прививают своим детям сильное чувство независимости. А вот китайские мамы правильно считают, что их взаимосвязь с ребенком может послужить отличной мотивацией для сына или дочери.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Воспитание по-китайски: «тираны»-родители и успешные дети

Динамично развивающееся азиатское государство отличается особой заботой о сохранении традиций. И большинство из них вызывает удивление у людей с европейской культурой.

Это относится и к воспитанию. Китайские дети растут в условиях гораздо более жестких, чем их европейские сверстники. Делает ли их это менее счастливыми – давайте разберемся.

Конфуцианство

Говоря о Китае, нельзя не упомянуть о конфуцианстве. Основанное великим Конфуцием (551-479 г до н.э.) учение и сегодня является основополагающим для китайского общества. Впрочем, большинство принципов древнего мудреца подойдут для любой нации.

Именно он впервые сформулировал великое правило «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Основная идея конфуцианства – культ семьи. Личные интересы должны быть подчинены семейным. Дети обязаны почитать и заботиться о старших поколениях. В китайской семье воля старшего – закон.

Конфуций был первым профессиональным педагогом Поднебесной империи. Он объединил образование и воспитание, считая, что воспитывать человека необходимо всю жизнь.

Основными чертами воспитанного человека он назвал:

  • человеколюбие;
  • справедливость;
  • верность традициям;
  • здравый смысл;
  • искренность.

Особенности китайского общества

Принципы Конфуция во многом определяют жизнь современного Китая. К новым веяниям здесь относятся очень настороженно и не спешат отказываться от традиций в угоду новому.

Культ семьи царит и в современном обществе, причем доминирующим в ней является мужчина.

Еще не так давно было обычным проживание трех-четырех поколений одной семьи под одной крышей. Безусловно, современная молодежь более мобильна, и чаще уезжает из семьи. Но они обязательно присутствуют на семейных торжествах.

А в китайском обществе идет обсуждение закона, обязывающего навещать родственников не реже определенного количества раз в году.

Большинство китайских бабушек и дедушек принимают самое непосредственное участие в воспитании внуков, воспитывая их по тем же принципам, по которым воспитывали их самих.

Именно так закладываются терпение, трудолюбие и целеустремленность, которыми китайцы удивляют весь мир.

Государственное регулирование демографии

«Одна семья – один ребенок» – еще одно правило Китая. Это лозунг демографической реформы, проводимой в 1970-80-х гг.

Тогдашнее правительство решало проблему перенаселения не только пропагандой. Введенный в Китае налог на детей был настолько высок, что даже относительно обеспеченная семья не могла позволить себе «лишних» детей.

Сейчас этот закон упразднен, правительство поощряет рождение двоих наследников. Но растить ребенка в современном Китае дорого, поэтому большинство семей по-прежнему ограничивается одним чадом. Исключением является сельская местность.

Насильственное ограничение количества детей сказалось на отношении к ним. Ребенку принято давать все самое лучшее, но и требуют с него полной мерой – ведь это единственная надежда на будущее семьи.

Именно жесткие требования исключают развитие эгоистических наклонностей, пусть даже наследнику ни в чем не отказывают.

Как воспитывают детей в Китае

Китайские родители дают детям лучшее, что могут, зачастую жертвуя своими интересами. Но о баловстве и речи не идет. Ребенок – это своеобразный проект, который должен оправдать вложенные в него силы. Его, безусловно, любят. И именно поэтому добиваются от него высоких достижений.

С точки зрения западной системы, здешние традиции семейного воспитания жестки и даже жестоки. Китайского ребенка с пеленок готовят к конкуренции в стране с огромным населением. Ему с ранних лет внушают необходимость быть не просто успешным, а первым, лучшим.

Взаимоотношения детей и родителей

Семейные традиции в Китае предполагают беспрекословное подчинение младших. Права ребенка, уязвимость детской психики, чувство собственного достоинства ребенка, развитие индивидуальности, право на собственное мнение и многие другие понятия, обязательные для западной системы, – это все не для Китая.

Некоторые особенности воспитания:

  1. Ребенок должен стремиться к лидерству. Он должен быть первым, все остальное расценивается как неудача, и родители объясняют это ребенку, не стесняясь в средствах.
  2. Оскорбление – обязательная часть воспитания детей в Китае. Эпитет «помойка» в адрес ребенка – это повседневное выражение.
  3. По западным меркам, наказания не соответствуют тяжести проступка. Физические меры воздействия здесь общеприняты. В том числе таскание за волосы, порка и прочее – например, за плохо сыгранную гамму.
  4. Родители абсолютно уверены, что они лучше знают, что нужно детям. Мнение детей их не интересует, только беспрекословное подчинение.
  5. Интересоваться психологическим состоянием ребенка не принято, детский психолог – это нездешняя профессия.
  6. Школьным оценкам придается огромное значение. Даже 4 – это уже провал, 3 – преступление (оценки даны для примера, в Китае используют 100-балльную шкалу). Подсчитано, что китайские родители уделяют выполнению домашних заданий своими детьми в 10 раз больше времени, чем европейские.
  7. Нагрузки на детей велики уже с детсадовского возраста. Многочасовые занятия – это норма. Дети не должны жаловаться на усталость, это будет расценено как лень и непокорность. Знаменитое трудолюбие воспитывается еще в дошкольный период.
  8. Жизнь ребенка с младенчества и до полного взросления полностью регламентируется старшими. Не только образование, но и свободное время, личная жизнь, выбор профессии – все находится под строгим контролем.
  9. Все личные желание и потребности должны быть подчинены коллективным – семье, группе в детском саду, классу в школе и далее по мере взросления.
  10. Детская эмоциональность в Китае – это признак плохого воспитания. Сцены детских истерик и капризов в общественных местах, которые так привычны для нас, для китайской мамы станут позором.
Читать еще:  Как восстановить отношения с любовницей. Отношения с женатым мужчиной

С точки зрения западной системы воспитания, все это абсолютно неверно и просто чудовищно.

Но вот парадокс – дети, воспитанные по таким правилам, в подавляющем большинстве искренне благодарны своим родителям, нежно их любят и преданно заботятся о них в старости.

Китайские дети не производят впечатление «забитых» и угрюмых. Они улыбчивы, веселы и очень почтительны.

Младенчество

О развитии ребенка китаянки заботятся еще до его рождения. Беременные женщины любуются природой, наслаждаются шедеврами живописи, слушают приятную музыку.

Продолжительность декретного отпуска – 3-4 месяца, в зависимости от места проживания. В государственные ясли детей принимают с 3-х месяцев.

Домашняя няня для младенца в Китае – дорогое удовольствие. Поэтому очень ценится помощь бабушек. Развита система, когда приходящая няня нанимается на первые недели жизни малыша, чтобы научить неопытную маму уходу за новорожденным.

Система образования в Китае

Домашнее образование начинается в год-полтора. С малышом занимаются музыкой, рисованием, учат стишки и песенки.

К трем он знает многие иероглифы, в четыре года у ребенка уже полноценное расписание занятий, включающее занятия музыкой, спортом, иностранными языками.

Детский сад

В детский сад детей отдают в 3 года. Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, кушать и ходить в туалет. Если он к этому не приучен, в государственный садик его не примут, а частные стоят намного дороже.

В садике продолжается обучение ребенка письму, чтению, музыке, рисованию. Есть занятия физкультурой, трудовое обучение.

При этом домашнее обучение не прекращается, подавляющее большинство детей уже в этом возрасте занимаются дополнительно.

В 6 лет дети поступают в начальную школу. И это начало сложнейшего периода, когда нагрузки на детей, по нашим меркам, запредельны.

Очень строги требования к дисциплине – 12 пропущенных без уважительной причины занятий приводят к отчислению.

В китайской школе три ступени:

  • начальная – с 6 до 12 лет (6 лет);
  • средняя – с 12 до 15 лет (3 года);
  • старшая – с 15 до 18 лет (3 года).

Занятия в школе длятся весь рабочий день. Это политика государства, дающая возможность родителям спокойно работать, не беспокоясь об оставшемся без присмотра ребенке. Но если родители после работы могут остаться дома, то у школьников начинаются занятия в кружках и секциях.

Среднее время возвращения китайских школьников домой – 10 часов вечера. А еще нужно сделать уроки, и утром встать в 5-6 часов, чтобы их повторить – это общепринятая практика.

Учебный год делится на два полугодия. Даже на каникулы дети получают обширные задания, требующие ежедневных занятий. Выполненное задание сдается преподавателю в конце каникул.

Обязательными являются две школьные ступени – начальная и средняя. После окончания начальной школы сдается экзамен. Высокий балл дает возможность поступить в среднюю школу при вузе, что является более престижным и дает больше шансов на поступление в этот вуз.

Обучение на старшей ступени проходят только лучшие ученики, нацеленные на высшее образование.

Заключение

Принципы воспитания детей в Китае очень непривычны для нас. Но не стоит торопиться с выводами и считать китайских родителей бездушными монстрами. Они любят своих детей не меньше, чем родители в любой стране мира.

Просто китайская мама именно так готовит своего ребенка к жизни в условиях жестокой конкуренции. И, судя по количеству всемирно известных китайских программистов, музыкантов, спортсменов и других знаменитых профессионалов своего дела, принципы конфуцианства не так уж и плохи.

Источники:

http://mamere.ru/article/osobennosti-vospitaniya-detey-v-kitae
http://econet.ru/articles/16701-otlichiya-kitayskoy-sistemy-vospitaniya-detey
http://its-kids.ru/vospitanie-po-kitajski.html

Ссылка на основную публикацию