Возрастная динамика семейных отношений. Этапы развития семьи. Динамика эмоциональных отношений в супружеской паре

Грани совместимости и стадии развития отношений в паре.

Уважаемые читатели! Мы открываем цикл статей, посвященных Взаимоотношениям в Паре. Надеемся, что это позволит увидеть новые грани ваших собственных отношений и поможет рассмотреть, что таится в основе этих отношений. Кто-то, возможно, многое увидит сам, у кого-то возникнет желание обратиться к опытному специалисту. В любом случае – это будет ваш выбор. Рискните стать счастливее!

  1. Грани совместимости и стадии развития отношений в паре.

Отношения…как много в этом слове… это то, с чего начинается наша Жизнь…с отношений с Миром в лице Матери, близких. Мы растем, мы ищем и создаем отношения, которые дадут нам ощущение Полноты Жизни, Радости и Любви.. Обретаем ли мы Это в отношениях с Мужчиной (Женщиной) своей мечты? Вот в чем вопрос.

Чаще происходит все как бы само собой. Два человека встречаются, влюбляются, хотят быть вместе… И только потом, когда гармония и взаимопонимание начинают неумолимо таять, возникают вопросы. Почему так происходит, почему так произошло? Но только Потом, к сожалению, возникают вопросы, только Потом мы задумываемся (если задумываемся). Что это было, если оно исчезло? Была ли это любовь? Почему так много несовпадений, которые были так незаметны? Почему Нелюбовь вместо Бесконечной Любви?

Многочисленные исследования показывают, что большая часть взаимоотношений, в том числе, семейных, негармоничны изначально. Причин множество, разобраться в которых помогут ответ на вопросы: Для чего мы ищем Его (Ее)?

Чтобы нас любили, чтобы быть нужным, чтобы не остаться в одиночестве, иметь стабильность, подталкивают родители и общественное мнение, чтобы забыть прошлое, иметь детей, чтобы….

Почему выбираем именно Его (Ее)?

Потому что Она (Он) похожа(похож) на любимую маму или папу. Потому что хотим убежать из своей семьи и жить самостоятельно. Потому что нашли похожего, красивого, умного, надежного, свой идеал. Потому что…

Любой из этих выборов будет неправильным по своей внутренней сути, он изначально будет разрушать ваши Иллюзии и Представления. Это все – Бегство в Брак и взаимоотношения. Бегство, а не желание Любить, отдавать свое Тепло, Заботу, Чувства, получая взамен настоящую Любовь, не требуя этого…

Взаимоотношения – это Творчество и работа, Искусство, не побоюсь этого слова, к которому мы должны быть психологически готовы. Как вы думаете, это возможно в 18-20 лет? По статистике – нет. Здоровые отношения и здоровая в психологическом смысле семья предполагают нашу психологическую зрелость, то есть понимание разных граней совместимости, которые должны быть у будущих супругов. Сексуальной или интеллектуальной гармонии никогда недостаточно для полноценной семьи. Вот некоторые области совместимости, которые в своей суммарной оценке предполагают здоровые, гармоничные взаимоотношения:

  • духовная, то есть совместимость основных жизненных ценностей.
  • психологическая, то есть сочетание определенных черт характера, свойств и особенностей партнеров.
  • интеллектуальная (индекс образования).
  • семейно-ролевая, то есть сочетание представлений каждого из партнеров о ролях мужа и жены, кто и что должен делать в семье, за что отвечать.
  • педагогическая, то есть совпадение основных представлений партнеров о характере воспитания детей.
  • материально-бытовая, то есть совпадение представлений партнеров о том, сколько должно быть денег, каким путем они могут быть добыты, как их следует тратить и т.п.
  • сексуальная.

    Опыт работы различных специалистов с семьями показывает, что особенно большую значимость в семейных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость, которые практически не поддаются коррекции.

    После случившегося выбора и “рождения” пары отношения между партнерами постоянно претерпевают изменения. Динамику взаимоотношений в паре можно представить в виде следующих стадий:

  • Симбиоз. Самая сильная стадия по накалу романтических чувств. Партнеры переживают состояние сильного слияния. Влюбленным тяжело расстаться, даже на короткий промежуток времени, они с нетерпением ожидают встречи, постоянно думают друг о друге, много мечтают, не могут представить свою жизнь друг без друга. Партнер видится с лучшей стороны, достоинства преувеличиваются, недостатки преуменьшаются. Сходство между партнерами превозносится, различия не замечаются. Требования к партнеру минимальные, каждый старается проявить себя с лучшей стороны, не рискует быть эгоистичным. Основная цель стадии -образование сильнейшей привязанности к партнеру. Если каждый партнер чувствует большую заботу о себе со стороны другого, то формируется внутренняя удовлетворенность отношениями, стремление их продолжать. Появляется уверенность в том, что имеющиеся взаимоотношения останутся неизменными (“Мы будем счастливы и умрем в один день”). Если эта основа отношений создана, то осуществляется движение к следующей стадии.
  • Дифференциация – самая критическая и трудная стадия для существования пары. С течением времени становятся заметными различия между партнерами, недостатки другого бросаются в глаза, начинают раздражать. Партнеры начинают замечать, что они чувствуют и мыслят по-разному, у каждого появляется желание отстоять свою индивидуальность, иметь больше пространства для себя. Появляется сильное разочарование в партнере, что может вызвать чувство вины. Партнеры чувствуют, что не хотят столько времени проводить вместе, стремятся побыть наедине с собой. Проявления данной стадии являются закономерными, так как связаны с лучшим узнаванием особенностей партнера. Но многие люди наступление стадии дифференциации воспринимают как окончание любви и разрывают отношения.

    Чем меньше партнеры доверительно общаются друг с другом и чем меньше времени проводят вместе, занимаясь решением бытовых вопросов совместной жизни, тем более длительной может быть стадия симбиоза. Некоторые люди искусственно поддерживают стадию симбиоза и не дают отношениям развиваться. Для многих людей сильные эмоции, характерные для стадии симбиоза, соответствуют внутренним представлениям о том, какими должны быть идеальные взаимоотношения. Поэтому, когда наступает стадия дифференциации, внутренне это переживается как глубокое разочарование, крах любви, и не все способны дальше продолжать отношения. Сильная неуверенность в себе может вызвать неверие в возможность дальнейших продолжительных отношений и выражаться в чувстве ревности, формировании сильнейшей психологической зависимости от партнера. Можно отметить следующую закономерность: чем более безупречным и идеальным воспринимался партнер на стадии симбиоза, тем сильнее проявляется разочарование на следующей стадии, и выше риск того, что произойдет разрыв и партнеры расстанутся. Менее болезненное прохождение стадии дифференциации возможно при наличии у партнеров личного достаточно большого опыта продолжительных отношений с разными людьми своего и противоположного пола.

    Читать еще:  Чего хватает мужчинам для счастья. Законы счастливой жизни. Понимание — основа отношений
  • Практикование – стадия, когда энергия человека направляется на деятельность, не связанную с партнером. Это может быть учеба, работа, личные интересы. На этой стадии партнеры не намерены улавливать желания друг друга, они сконцентрированы на себе. Главным теперь является автономия, независимость, индивидуализация. Развитие своего Я становится важнее, чем развитие близких отношений. Между партнерами могут возникать конфликты, примирение приводит к кратковременным эмоциональным сближениям.
  • Возобновление дружеских отношений. После того как каждый из партнеров четко определил свою индивидуальность, реализовал себя вне семьи, у него появляется потребность в психологической поддержке. Возникает стремление к возобновлению дружеских отношений (Хочется с тобой поделиться). Снова обостряется ранимость, уязвимость в отношениях. Периоды счастливой интимности сменяются периодами восстановления независимости. Конфликты на данной стадии решаются быстрее, становится возможным обсуждение трудностей, чего не было в период дифференциации. Теперь каждый из партнеров не боится быть поглощенным личностью другого. Устанавливается разумный баланс между Я и Мы. Возникает стабильность в отношениях и постоянство.
  • Взаимозависимость – фаза дальнейшего укрепления постоянства. О наступлении этой стадии можно говорить, когда каждый из партнеров убедился, что его любят, не смотря на имеющиеся недостатки. Образ идеализированного избранника сменяется реальным образом партнера. Появляются глубокая привязанность и взаимное удовлетворение. Отношения развиваются больше в сторону роста и совершенствования Мы, чем Я.

    Необходимо обратить ваше внимание на то, что достижение стадии взаимозависимости требует от партнеров определенной внутренней работы над собой и своими идеальными представлениями, поэтому данной стадии достигают немногие пары.

    Общие замечания относительно прохождения стадий. Оба партнера могут проходить все эти стадии одновременно, почти синхронно, или разновременно, что обостряет конфликты. Трудности возрастают, если, например, один еще живет на стадии симбиоза, а другой уже вступил в стадию дифференциации. Когда один партнер еще хочет, например, проявить себя во внешнем мире, реализовать все свои способности, а другой уже стремится к возобновлению близких отношений и т.д.

    Таким образом, обобщая вышесказанное, можно отметить, что отношения в паре начинаются задолго до ее реального рождения и путь ее Жизни тесно переплетается с жизнью каждого партнера, но имеет и свои особенные закономерности.

    Хорхе Букай. Модель идеальных отношений.

    “Я хочу, чтобы ты меня слушала, не осуждая. Я хочу, чтобы ты высказывалась, не давая мне совета. Я хочу, чтобы ты доверяла мне, ничего не требуя. Я хочу, чтобы ты мне помогала, не пытаясь решать за меня. Я хочу, чтобы ты заботилась обо мне, не унижая. Я хочу, чтобы ты на меня смотрела, не пытаясь от меня чего-то добиться. Я хочу, чтобы ты меня обнимала, но не душила. Я хочу, чтобы ты меня воодушевляла без принуждения. Я хочу, чтобы ты меня поддерживала, не отвечая вместо меня. Я хочу, чтобы ты меня защищала, но не лгала. Я хочу, чтобы ты была ближе, но оставляла мне личное пространство. Я хочу, чтобы ты знала о моих самых непривлекательных чертах, приняла их и не пыталась их изменить. Я хочу, чтобы ты знала…, что ты можешь на меня рассчитывать…без ограничений”.

    Динамика формирования супружеских отношений в паре

    Существует значительное сходство между старым понятием «болезнь любви» и тем, что сегодня называется «временный психоз»: эйфория, навязчивое желание быть рядом с предметом любви, при этом забываются семья, друзья, работа, а разлука сопровождается депрессией, чувством потерянности и беспомощности [1] . Наблюдая за феноменологией переживаний во взаимоотношениях партнеров, Бэйдер и Пирсон пришли к выводу, что эти отношения являются результатом интенсивных биологических и психологических процессов, напоминающих стадии развития ребенка, и могут возникать из опыта поведения привязанности. Эта смелая гипотеза была проверена авторами в терапевтическом процессе и получила подтверждение. Для определения стадий развития отношений в супружестве авторы используют психоаналитическую концепцию развития ребенка Маргарет Малер.

    Несмотря на то что такой подход может выглядеть как упрощение, феноменология отношений указывает на его убедительность. И в тех и в других отношениях наблюдается множество стрессов, и в том и в другом случае развитие отношений предполагает развитие способности управлять близостью и дистанцией в отношениях, им сопутствуют сложные человеческие эмоции, такие как растерянность, разочарование, агрессивность, упадок сил и противоречивость. Супружеские пары, которые проходят эти стадии, приобретают новые навыки, позволяющие им перейти от «болезни влюбленности» к более глубокой и ответственной близости в отношениях. Опыт психотерапевтической помощи позволил авторам посмотреть на психологическую адаптацию супругов как на борьбу каждого партнера за психологическую самоидентификацию.

    Основные положения, на которых основана теория и психотерапевтическая работа Бэйдер и Пирсон:

    • • Взаимоотношения супружеских стадий проходят обычные стадии развития. Они похожи на стадии развития ребенка, описанные Маргарет Малер.
    • • Развитие человека в раннем детстве сильно влияет на его отношения в супружестве.
    • • Каждая стадия супружеской жизни имеет свои цели.
    • • Каждая стадия сложнее предыдущей и требует новых подходов, основанных на интеграции и трансформации того, что уже было, в новую форму. Сложности в отношениях возникают тогда, когда люди неспособны проходить по порядку одну стадию за другой.
    • • Основной источник конфликтов возникает тогда, когда один или оба партнера неспособны овладеть навыками, облегчающими переход на следующую стадию.
    • • Стадии могут быть диагностированы.
    • • Терапевтическое вмешательство может быть подобрано к конкретной стадии развития.

    Первая стадия супружества соответствует стадии симбиоза развития младенца в теории М. Малер. Это стадия «сумасшедшей влюбленности». Цель этой стадии — достижение привязанности. Представление о существовании разных видов привязанности, в том числе романтической и супружеской, высказывалось Дж. Боулби. Основное содержание коммуникаций в паре: поиск сходства. В отношениях присутствует большое количество страсти и самоотдачи. Дисфункциональным исходом этой стадии являются единение с избеганием конфликтов и минимизацией различий или враждебно-зависимые отношения, которые не могут быть прерваны («я не могу с тобой и я не могу без тебя»).

    Вторая стадия формирования отношений в супружеской паре соответствует стадии дифференциации в теории Малер. Это стадия, на которой партнеры освобождаются от симбиоза и возвращаются к своим границам, супруги узнают о своих различиях и о желании каждого бороться за свою индивидуальность.

    Случай из практики

    Пара была знакома восемь лет и шесть лет они жили вместе, хотя и не были женаты. Он был менеджером, она училась в аспирантуре. Она расстраивалась, что между ними нет близости, каждый из них занят и увлечен своими целями. Он также считал, что они стали «чужими друг другу, хотя и живут вместе. Они часто ссорились, и неделями не разговаривали. На первых сеансах они постоянно состязались друг с другом. Примером их разногласий был спор о том, кто будет наводить порядок, а также о том, нужно ли им жить вместе. Она жаловалась, что не может заниматься, когда он рядом, так как он «создает атмосферу напряжения». Он в свою очередь говорил, что целый день проводит на работе и имеет право отдохнуть у себя дома, не заботясь о том, что «вторгается в ее жизненное пространство». В их отношениях «мы» сменилось на «сначала я» [2] .

    Читать еще:  Пауза в отношениях – как себя вести? Перерыв в отношениях

    Третья стадия развития супружества — научение автономии. Стадия, на которой каждый выстраивает свою деятельность и отношения отдельно от другого. Внимание каждого направлено на внешний мир, развитие Эго становится более важным, чем развитие отношений, первостепенными становятся вопросы самооценки, силы и значения личности. Конфликты усиливаются, и становится необходимым процесс определения мотивов конфликта для того, чтобы пара сохранила между собой эмоциональные связи во время развития во внешнем мире.

    Четвертая стадия — стадия установления отношений. Наступает после того, как достигнуто состояние личностной определенности, партнеры снова возвращаются к вопросам эмоциональной поддержки и близости, периоды близости чередуются с попытками восстановить независимость. Если у партнеров есть сформированная на предыдущей стадии способность обсуждать конфликты, высказывать мотивы и ожидания, они не будут бояться быть поглощенными симбиозом.

    Пятая стадия консолидации или достижения зрелых отношений. Стадия наступает в том случае, если партнерам удалось достичь определенного статуса во внешнем мире и сохранить уверенность, что они любят и любимы. Это стадия постоянства, на которой существующий в представлении идеал партнера примиряется с реальностью тех свойств, которыми партнер реально обладает. Примирение идеала с реальностью означает наступление стадии зрелых отношений. Два хорошо интегрированных индивида успешно нашли себя в жизни, установили между собой прочную связь, удовлетворяющую обоих, и сформировали отношения, основанные скорее на идее развития, чем на основе идеи удовлетворения потребностей.

    Причина сложностей отношений лежит в несоответствии в прохождении стадий развития, например, один из партнеров стремится сохранить симбиоз, а другой переходит к дифференциации, такая пара диагностируется как симбиозно-дифференциальная. Бэйдер и Пирсон не встречали в своей практике супружеских пар, у которых разница в развитии отношений составляла бы более чем две стадии.

    • [1] Бэйдер Э., Пирсон П. В поисках мифической пары. Эволюционный подход к диагностике и психотерапии пар. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006.
    • [2] Бэйдер Э., Пирсон П. В поисках мифической пары. Эволюционный подход к диагностике и психотерапии пар. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006С. 203.

    Динамика и периодизация семейно-брачных отношений

    Динамика семьи –это изменение ее структуры и функций на разных этапах ее существования. Семья не существует в неизменном виде с начала и до конца своего жизненного цикла. Ее изменчивость обусловлена, во-первых, изменениями, происходящими с ее членами как личностями и как членами социума на протяжении их жизни (в процессе онтогенеза), а во-вторых, внутренними процессами (ассимилятивным, аккомодативным и адаптивным, по В. В. Столину). Таким образом, семья постоянно развивается и преобразуется вместе со своими членами, приспосабливаясь к внешним условиям, и одновременно стремится поддерживать собственную стабильность, чтобы избежать распада.

    В процессе своего развития семья проходит ряд стадий, причем исследователи, структурируя жизненный цикл семьи, по-разному подходят как к выделению в нем определенных этапов, так и к их содержательной характеристике. Так, Э. Дюваль [см.: Малкина-Пых] подразделил жизненный цикл семьи на восемь стадий. В качестве критерия разграничения стадий он предложил использовать факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст, поскольку традиционно считалось, что основной социальной функцией семьи является рождение и воспитание детей.

    Модель, предложенная Э. Дювалем, относится к категории детоцентристских. К супругоцентристским можно отнести классификацию В. А. Сысенко, в которой за основу берется продолжительность супружеской жизни [см.: Сысенко]. Он выделяет следующие периоды брака:

    1. 0 – 4 лет – совсем молодые браки;

    2. 5 – 9 лет – молодые браки;

    3. 10 – 19 – средние браки;

    4. 20 и более лет – пожилые (зрелые) браки.

    Г. Навайтис [см.: Навайтис] подразделяет жизненный цикл семьи на следующие этапы:

    Добрачное общение. На данном этапе приобретается опыт общения с людьми другого пола, осуществляется выбор брачного партнера, вырабатываются навыки эмоционального и делового взаимодействия с ним.

    Брак. Принятие и освоение мужем и женой новой социальной роли – супружеской.

    Этап медового месяца. На этом этапе перед супругами стоит множество задач, решение которых может быть сопряжено с трудностями: установление психологической и про­странственной дистанции с родительскими семьями, приобретение опыта взаимодействия друг с другом в семье, решение вопросов организации быта, первичное согласование се­мейных ролей. Нередко представления каждого из супругов о ролях – его собственной и супруга – существенно отличаются. Несоответствие ролевых представлений в семье – основная причина большинства нерешенных семейных конфликтов, которые, в свою очередь, могут привести к разводу.

    Этап молодой семьи. На этом этапе супруги принимают решение о продолжении рода. Он включает в себя рождение ребенка, уход за ним, начало по­сещения ребенком дошкольного учреждения, возвращение жены к профессиональной деятельности.

    Зрелая семья, т. е. семья, выполняющая все свои функции. Если на предыдущем этапе семья пополнилась новым членом – ребенком, то на пятом этапе она дополняется новой личностью. Соответственно изменяются роли родителей. Акцент в выполнении родительской роли смещается с удовлетворения потребностей ребенка в опе­ке и безопасности на его мотивацию к учебной деятельности, содействие развитию у ребенка природных задатков, формирование у него социально значимых интересов и т. д. Этап завершается по достижении детьми частичной независимости от родительской семьи. Психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

    Семья людей старшего возраста. На данном этапе акцент вновь смещается на супружеские отношения, новое содержание приобретают некоторые семейные функции (например, воспитательная функция реализуется преимущественно в общении с внуками).

    Читать еще:  Как изменить отношение к ситуации, как изменить взгляды на жизнь. Как женщине изменить свое отношение к себе и к жизни

    Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис считают важнейшими этапами развития семьи следующие [см.: Эйдемиллер, Юстицкис]:

    Первый этап – зарождение семьи. Важнейшая из задач молодой семьи на данном этапе – психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни.

    Сложный процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, узнавание привычек, представлений, ценностей друг друга, принятие личностных особенностей супруга, взаимная сексуальная адаптация, выстраивание отношений с родительскими семьями протекает на данном этапе интенсивно и нередко весьма напряженно. В самом начале супружеской жизни распадается немалая часть молодых семей. По данным разных исследований, на этот период приходится от одной пятой до одной трети всех разводов [см.: Андреева, 2005]. Основная причина распада таких браков – неподготовленность к супружеской жизни, неудовлетворительные бытовые условия, вмешательство родственников во взаимоотношения супругов.

    Второй этап – семья с детьми, не начавшими трудовую деятельность.

    В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Женщинам, матерям несовершеннолетних детей, приходится тратить большую часть своего времени и сил на совмещение домашних обязанностей с трудовой деятельностью.

    На данном этапе значительные изменения претерпевают функции духовного общения и эмоциональной поддержки. Перед супругами возникает нелегкая задача – сохранить духовную и эмоциональную общность в совершенно иных условиях, чем те, при которых она создавалась. Формировались эти взаимоотношения, как правило, в сфере досуга, развлечения, и это играло немаловажную роль на первой стадии развития семьи. На втором этапе значительно возрастает загруженность обоих супругов домашними и трудовыми обязанностями, что влечет за собой перенапряжение, усталость. Добавляется ответственность за воспитание ребенка, его физическое и духовное развитие – это наиболее важная задача данного периода. Духовная и эмоциональная общность теперь проявляется, прежде всего, в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке.

    Однако именно для этого периода характерно снижение удовлетворенности супругов семейной жизнью. Для их отношений характерно эмоциональное «остывание», которое может сопровождаться изменами, сексуальными дисгармониями и, в конечном счете, может приводить к разводам по причине разочарования в супруге, любви к другому человеку. На смену конфликтности, проблемности эмоциональных отношений, характерных для первого этапа жизни семьи, приходит опасность их остывания.

    Третий этап развития семейных отношений – завершающий. Это период, когда последний из детей начинает трудовую деятельность и далее – создание детьми собственных семей, что обусловливает качественные изменения в жизни семьи.

    Наличие проблем во взаимоотношениях членов семьи может быть связано с ее переходом на новую стадию развития и адаптацией к но­вым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются ста­дии, на которых в семье появляются одни – новые – члены семьи и уходят другие. Даже по­зитивные изменения могут приводить к стрессу, что отражается на состоянии членов семьи, их взаимоотношениях.

    Несмотря на все различия, эти классификации отражают тот факт, что на разных этапах семейного цикла изменяются не только состав семьи, возраст ее членов, условия их существования в семье и в социуме, но и представления супругов о семье, значение тех или иных функций жизнедеятельности семьи, ролевое распределение, удовлетворенность браком.

    В рамках системного подхода семья рассматривается как открытая, развивающая система, функционирующая благодаря действию двух законов: закона поддержания гомеостаза и закона отклонений от гомеостаза. Оба эти закона действуют одновременно.

    Согласно закону поддержания гомеостаза, каждая система стремится сохранить существующее положение любым способом. Причем это относится как к функциональным, так и к дисфункциональным семьям. Ситуация в семье может быть сложной, но стремление к самосохранению делает ее стабильной, так как, согласно закону гомеостаза, любые перемены хуже, чем существующее положение. Это объясняет, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы, и в то же время она продолжает существовать.

    В соответствии с законом отклонений от гомеостаза любая система стремится к развитию и проходит свой путь от создания до завершения ее существования. В семье закон развития проявляется в том, что она должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий. Источник творческих сил, позволяющих ей развиваться, заложен внутри семьи.

    В ходе эмпирических исследований были выделены «критические периоды» в развитии семьи. Мнения исследователей относительно времени возникновения и продолжительности семейных кризисов отличаются. Проанализировав литературу по данной проблеме, Н. И. Олиферович, Т. А. Зинкевич-Куземкина и Т. Ф. Велента [см.: Олиферович, Зинкевич-Куземкина, Велента] выделили три основных подхода к изучению семейных кризисов.

    Представители первого подхода считают, что кризисы возникают вследствие наличия препятствий при переходе с одного этапа жизненного цикла на другой (В. Сатир, Г. Бейтсон). Такие кризисы получили название нормативных.

    Второй подход рассматривает семейные кризисы как следствие определенных событий, нарушающих стабильность семьи (девиантное поведение одного из членов семьи, тяжелая болезнь и т. д.). Они не связаны с этапами жизненного цикла семьи и называются ненормативными.

    Третий подход связан с анализом кризисных ситуаций в рамках отдельных семейных подсистем – супружеских, детско-родительских отношений (Н. В. Самоукина).

    На возникновение кризисной ситуации могут влиять самые разные факторы: сложное экономическое и бытовое положение супружеской пары, вмешательство родителей, неблагоприятные личностные особенности супругов, рождение больного ребенка и др. [см.: Олиферович, Зинкевич-Куземкина, Велента].

    Наиболее сложной и напряженной становится ситуация, когда в семье одновременно происходит несколько кризисов. Такая ситуация называется множественным кризисом системы. Семья считается функциональной, если ей удается справиться с ними и развиваться, решать новые задачи.

    Таким образом, семья – это динамическая система, функционирующая по определенным законам, проходящая в своем развитии ряд стадий, сопряженных с нормативными кризисами, преодоление которых становится основой для дальнейшего поступательного движения.

    Вопросы для самопроверки

    1. Какова цель изучения семьи в психологии?

    2. Назовите и проанализируйте основные тенденции развития семьи в

    3. Охарактеризуйте семью как малую социальную группу и как социальный

    4. Проанализируйте причины изменения содержания и значения различных

    функций семьи в современном обществе.

    5. Дайте характеристику каждой стадии жизненного цикла семьи.

    6. Определите причины нормативных и ненормативных кризисов в семье.

    На каких этапах жизненного цикла семьи их возникновение наиболее вероятно?

    Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 214 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    Источники:

    http://www.b17.ru/article/5017/
    http://m.studme.org/203628/psihologiya/dinamika_formirovaniya_supruzheskih_otnosheniy_pare
    http://studopedia.net/5_41294_dinamika-i-periodizatsiya-semeyno-brachnih-otnosheniy.html

  • Ссылка на основную публикацию