Национальные традиции татарстана. Традиции моего народа. Этапы работы над программой

Проект “Культура и традиции народов Татарстана”

Срок реализации: краткосрочный.

Образовательная область: патриотическое воспитание.

Актуальность проблемы: Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры очень востребована в наши дни, поэтому мы взрослые должны воспитывать у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и других народов. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.

Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта “Культура и традиции народов Татарстана”.

Задачи проекта:

  • Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
  • Создание образовательно – культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом “Декоративно-прикладное искусство народов Татарстана”, “Национальный костюм народов Татарстана”, “Национальный орнамент”, “Сказки поволжских народов”, “Пословицы и поговорки народов Татарстана”, “Игры народов Поволжья”; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
  • Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Татарстана.
  • Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
  • Диагностика с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.

Планируемый результат.

  • Расширение представлений детей об окружающем мире.
  • Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов Татарстана.
  • Углубление жизненного опыта.
  • Знание правил народных игр, умение в них играть.
  • Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

Предварительная работа:

  • Проведение мониторинга знаний на тему: “Культура и традиции народов Татарстана”.
  • Определение темы, задачи и цели проекта.
  • Подбор материала по данной тематике: художественная детская литература, иллюстрации, видео и аудио материал.

Работа с детьми, сотрудничество с родителями, с сельской библиотекой, с Многофункциональным центром села.

1-я неделя “Мир на земле Татарстана”.

НОД “Мой край богатый и красивый, мой Татарстан”.

Цель:Закреплять у детей понятие – наши предки; расширять представления детей о нравственных категориях: сострадании, почтении, уважении и дружбе народов; подчеркнуть общие положительные черты народов, проживающих на территории республики; формировать убеждение, что народы, живущие вместе – дружная семья.

Татарские народные игры:

  • “Перетяни канат”.
  • “Не пролей воды”.
  • Изучение пословиц и поговорок татарского народа.
  • Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.

Тема: Татарский национальный костюм

Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, т?б?т?й, читек) и женского (кулм?к, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Вечер

  • Дидактические игры “Укрась фартук”, “Собери узор”, “Назови правильно”.
  • Чтение сказки “Три дочери”

НОД Тема: Государственные символы РТ

Цель: Познакомить детей с государственными символами – герб, флаг, гимн. Историей происхождения, авторами, их описания, значения.

Вечер

  • Разучивание с детьми текста гимна республики Татарстан.
  • Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.

Показ презентации “Народные праздники и народные традиции”

Цель. Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.

Изучение танца “Бормалы су”

Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.

Миниконцерт с участием детей и родителей.

Выставка “Татар халык ашлары”.

Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.

Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

2 -я неделя Тема: “Русский народ – великий народ”.

НОД “Паровозик дружбы”

Цель: Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.

Вечер

  • Подвижные игры: “Бабка -Ёжка”, “У дедушки Трифона”.
  • Слушание народных песенок, закличек, потешек.

Тема: Русский национальный костюм.

Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Вечер

  • Дидактическая игра “Сказочная мозаика”.
  • Инсценировка сказки “Гуси лебеди”.

НОД “Культура и быт русского народа”.

Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.

Вечер

  • Русские народные игры “Курилка”, “Гори – гори ясно”.
  • Чтение русских народных сказок “Снегурочка”.

НОД “Мы в мастерской мастера”.

Цель. Закреплять знания и навыки детей о народных художественных промыслах русский мастеров. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы. Развивать воображение, память, мелкую моторику руки, чувство света, эстетическое восприятие.

Вечер

  • “Русская матрешка” знакомство с историей появление матрешек.
  • Народные игры “Олени и пастух”, “Море волнуется”.

“Живет в народе песня” (совместное с родителями музыкальное развлечение)

Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.

3-я неделя “Знакомство с чувашским народом “

Тема: “Семь благословений” (Сиче пил)

Цель: Познакомить детей с традициями чувашского воспитания, (трудовое, нравственное, умственное, эстетическое, физическое, экономическое, этическое).

Вечер

  • Чувашские народные игры “Хищник в море”, “Луна или солнце”
  • Изучение пословиц и поговорок о чувашском народе

Тема: “Чувашская вышивка”.

Цель: познакомить детей с чувашской вышивкой, которая обожествляет явления природы; объяснить языческие представления в орнаменте и утвари древних предков чувашей;

Развивать интерес детей к укладу жизни и творчеству чувашского народа, кругозор и любознательность; воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Вечер

  • Игры “Найди узор”, “На что похоже”.
  • Чтение сказок “Девушка и луна”.

Тема: “Чувашский национальный костюм”.

Цель: Дать детям представление об истории возникновения чувашского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов, значении черного цвета в орнаменте; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу.

Вечер

  • Разучивание танца “Сельской молодежи”
  • Оформление выставки “Чувашские просторы”

Тема “Наши добрые соседи”

Цель: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о быте, одежде чувашского народа. Развивать у детей познавательный интерес к другим народам.

Вечер

  • Чтение народных сказок, былин, песенок.
  • Посещение сельской библиотеки совместно с родителями. Тема “Чтение сказок чувашского народа”

Совместное развлечение родителей с детьми “Весело живем”.

Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

4- я неделя “Мордовия – край далекий”

Тема: “Особенности мордовского края”

Цель: познакомить детей с особенностями этническими группами мокша и эрзя. Познакомить с столицей Мордовии – Саранск.

Чтение “Мордовские народные сказки”.

Инсценировка сказки “Как собака друга искала”

Тема: “Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин”.

Цель: Дать представление о мордовской рубахе, оригинальному расположению нашивок, особенностями ношения и значении орнамента; сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей мордовской национальности.

Разучивание мордовских народных пословиц и поговорок. Дидактическая игра “Составь узор”

Тема “Мордовский национальный костюм. Рисунки, моделирование”.

Цель. Дать детям представление об истории мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского народа.

Разучивание движений мордовского танца.

Игра “Значение орнамента”.

Тема: Мордовские национальные праздники, блюда.

Цель:

  • Познакомить детей с мордовскими национальными праздниками, блюдами.
  • Воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре.

Лепка из соленого теста “Цемант” (пельмени).

Постановка сказки с участием родителей “Как собака друга искала” в Многофункциональном центре села.

Тема “Башкирские просторы”

НОД “Дружелюбные башкиры”

Цель: Дать детям представление о территориальном расположении республики Башкортостан; познакомить с легендой происхождения башкир. Обогатить духовный мир ребёнка, передать традиции башкирского народа сформировать основы культуры. Формировать у дошкольников положительное отношение к событиям и истории башкирского народа

Вечер

  • Хоровод “Хакысташ”.
  • Знакомство с башкирским музыкальным инструментом курай, просмотр отрывка концерта кураистов города Уфы.

Тема: “Мотивы башкирских узоров”. Цель: Дать представление о работе башкирских мастериц, характерной манерой декорирования одежды в виде геометрического орнамента и изображения звезд и солнца, узоре “кускар”

Читать еще:  Мужской жилет и безрукавка. Мужской жилет: как правильно выбрать и с чем носить

Вечер

  • Игра “Составь узор на башкирском коврике”
  • Башкирская народная игра “Построй новую пару”

Тема: “Башкирский национальный костюм”.

Цель: Познакомить с национальной одеждой, орнаментом; прививать уважение к культуре башкирского народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; Воспитывать уважение к башкирскому народу, интерес и эмоциональный отклик. Обогащать словарный запас: бешмет, казакин, коломянка, кумач, нанка, ситек.

Вечер

  • Подвижные игры “Белый тополь, синий тополь”, “Липкие пенечки”.
  • Словесная игра “Чёрный, белый не говорить”.

Тема “Национальные блюда башкир”

Цель: Ознакомление детей с башкирскими национальными блюдами. Объяснение новых слов, отработка произношения и активизация их в речи. Упражнения в правильном интонировании предложений. Развитие связной речи. Развитие интереса к башкирским национальным блюдам.

Вечер

    Выставка работ “Национальные костюмы народов Татарстана”.
  • Национальная игра башкир “Поймай клубок”.

Праздник “Многонациональная республика Татарстан”

Цель: расширить знания детей о России, о людях, населяющих Республику Татарстан, закрепить знания о быте, одежде народов проживающих на территории Татарстана . Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

  • Заключительный этап
  • Заключительная диагностика.
  • Анализ и обобщение полученных результатов.

Ожидаемый результаты: повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах проживающих на территории Татарстана, культуры поведения дошкольников; раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта “ребенок – взрослый – ребенок”

В дальнейшем планирую разработать проект “Традиции и обычаи народов дальнего зарубежья”.

Культура, обычаи и традиции татарского народа: кратко

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них – необычные и интересные. Чтобы жить в мире со своими соседями, людям надо знать о том, какие особенности они имеют, и уважать их. В этой статье мы рассмотрим обычаи и традиции татарского народа.

По одному сценарию

На просторах нашей родины его представители проживают практически везде. Встречаются они от Тамбова до Омска, от Перми до Кирова, в Астрахани. Религия этого народа – ислам. Хотя есть и обращенные в православие группы. Культура и традиции татарского народа связаны как с религией, так и со светской жизнью. Обычно религиозные праздники очень похожи между собой. Во время их проведения соблюдаются обычаи и традиции татарского народа. Кратко перечислим их:

  • утренняя молитва;
  • посещение кладбища;
  • приготовление угощения;
  • поздравление всех родственников и соседей, особое внимание уделяя родителям;
  • раздача подарков.

Религия и светская жизнь

Известным религиозным праздником является Курбан-Байрам. В этот день верующие должны обязательно принести в жертву животное, а также посетить мечеть и раздать там милостыню. Праздник в честь дня рождения Мухаммеда называется Мавлидом. Его отмечают все мусульмане, поэтому он имеет огромное значение для этой религии. 21 марта татары отмечают Навруз. Это праздник в честь дня весеннего равноденствия. В этот день принято веселиться от души, потому что чем радостнее будет людям, тем больше даров они дождутся от природы. Еще один всенародный праздник — день республики Татарстан. Празднование его похоже на наши торжества, посвященные дню города, и заканчивается салютом.

Отзвуки старины

Ранее, когда у татар существовали языческие верования, у них были интересные обряды, направленные на то, чтобы задобрить духов и сделать природные силы управляемыми. Одним из них был Янгыр Телеу. Его проводили, если наступала засуха. Для этого участники обряда собирались около источника воды. Они обращались к Аллаху, просили о дожде и хорошем урожае. Затем вместе ели угощения и обливались водой. Для более сильного эффекта совершали обряд жертвоприношения. Также в наше время еще осталась традиция взаимопомощи. Татары собираются вместе, чтобы построить или отремонтировать дом, поучаствовать в заготовках мяса. Правда, в наше время желающих помочь бескорыстно становится все меньше.

Всеобщая радость

Наверное, самым известным является праздник под названием сабантуй. Его широко отмечают в городах, где живут татары, даже в Москве и Санкт-Петербурге. Он связан с началом сельскохозяйственных работ. Когда наступала весна, люди радовались окончанию зимы, тому, что снова можно приняться за работу на земле, вырастить урожай, который будет кормить их семьи в холодное время года. Если переводить название праздника на русский, то получится «свадьба плуга». Ведь «сабан» — плуг, а «туй» — свадьба. В наше время обычаи и традиции татарского народа претерпели изменения, поэтому сабантуй означает окончание весенних работ, а не их начало, и проводится летом. Состоит этот праздник из двух частей. Хотя в больших городах проходит в один день. На селе же сначала проводят сбор подарков, а потом наступает майдан. Традиции и обычаи татарского народа в различных районах всегда немного отличались друг от друга. Поэтому в одной местности подарки собирал пеший юноша, в другой — юноша на коне, в третьей — пожилой мужчина.

Каждая женщина, вышедшая замуж в течение года после предыдущего сабантуя, подготавливала богато вышитое и украшенное орнаментом полотенце. Оно и считалось самым ценным подарком. На второй день проводился майдан. Традиции татарского народа предполагают, что в этот день будут проходить разнообразные состязания: национальная борьба корэш, прыжки в длину и высоту, бег, скачки. Они предназначались только для мужчин, женщины оставались сторонними наблюдателями. Обычаи и традиции татарского народа можно увидеть даже в этих спортивных соревнованиях. В скачках принимают участие лучшие лошади, потому что этот конкурс считается очень престижным. На специальном месте на расстоянии 5 километров от аула собираются зрители и участники. Наездниками обычно являются мальчики 8-12 лет. Финиш традиционно располагается около деревни, а старт – в поле. Призом было полотенце, сшитое замужней женщиной, полученное во время сбора подарков.

Другие состязания

По традиции татарского народа, в беге соревнуются, подразделяясь на три возрастные группы – от мальчиков до стариков. Как известно, мужчины соревнуются не просто ради забавы. Им очень важно определить, кто же самый сильный. Лучше всего в этом помогает участие в борьбе корэш. Этот вид состязания очень хорошо иллюстрирует обычаи и традиции татарского народа. Это национальная борьба на кушаках, вместо которых сейчас используются полотенца. В этом виде силовых соревнований могут принимать участие мужчины любого возраста, начиная от пятилетних мальчиков. Единственное ограничение — пожилой возраст. Участники становились попарно и начинали бороться, обхватив противника полотенцем за талию и стараясь положить его на лопатки. Поединок продолжался до тех пор, пока один из бойцов не был повержен или признавал себя таковым. Тогда победителя признавали батыром и награждали одним из лучших призов. Обычаи и традиции татарского народа, позволяющие организовать такой праздник, подготовка к которому идет всем миром, вполне достойны уважения.

Никому не обидно

Во время сабантуя должны повеселиться не только мужчины, поэтому кроме основных состязаний проводилось много других, в которых могли принимать участия и женщины. Это перетягивание каната, залезание на гладкий столб за подарком, шуточные конкурсы. Многие их них знакомы и другим народам. Их часто использует на свадьбах тамада. Например, бег с яйцом на ложке, которую держат во рту, бег в мешках, бои подушками или мешками с соломой. Если продолжить описание вышеназванной традиции татарского народа кратко, то можно сказать, что сабантуй – яркое и веселое народное гулянье, чем-то напоминающее масленицу. Танцы с вождением хороводов, состязания певцов, танцоров, а в конце угощение вкусными яствами – вот что еще ожидает участников этого праздника.

Обычаи и традиции татарского народа в семейной жизни

Такие семьи патриархальны. В них главная роль отводится мужчинам. В этой сфере традиции татарского народа кратко сводятся к двум праздникам, таким как свадьба и рождение ребенка. Сочетание браком — это яркое событие, имеющее свои обряды: выкуп невесты, получение приданого, Никах и другие.

Ячейка общества

Такая свадьба имеет ряд особенностей. Во время ее проведения соблюдаются обычаи и традиции татарского народа. Никах — это обряд, принятый у мусульман, совершаемый муллой в мечети или в доме. В наше время это дань уважения предкам. Юридической силы он не имеет и требует официальной регистрации в ЗАГСе. Чтобы он был проведен, надо соблюсти некоторые условия. Жених и невеста не должны до него иметь близости и тем более жить вместе. На такой свадьбе не пьют спиртного и не едят свинины. В пищу употребляют только свежеприготовленные блюда, среди которых те, что принято есть, соблюдая обычаи и традиции татарского народа. Кратко: перемячи, губади, каймак, токмач аши, бэлеш, очпочмаки, корт, катык, чак-чак, кош-теле, хлеб из кислого теста. На самом деле угощений на стол ставят намного больше перечисленного.

Мужчины на обряде Никах обязательно в тюбетейках. Невеста надевает закрытое платье с длинными рукавами, на голове должен быть платок. Сам обряд проводит мулла. После того как он объявляет жениха и невесту мужем и женой, стороны обмениваются подарками. Они достаются каждому из родственников, мужчинам дарят тюбетейки, а женщинам платки или сорочки. Затем начинается общее застолье, на котором все гости кушают и веселятся.

Читать еще:  Ребенок ругается матом в детском саду. Что делать, если ребенок ругается матом: советы психолога

Когда рождается малыш

Традиции и обычаи татарского народа для детей связаны с обрядом, во время которого ребенок получает имя. Они идут издавна, и их порядок по сей день не меняется. На празднике, посвященном рождению ребенка, обязательно присутствует мулла. Он должен прочитать молитву и наречь малыша тем именем, которое выбрали родители. После окончания этого обряда гостям предлагают угощение на подносе. Они должны взять лакомство, а вместо него положить деньги на подарок ребенку.

Как становятся мужчиной

Если родился мальчик, то в возрасте 3-6 лет ему сделают обрезание. Эта традиция связана с предписаниями шариата и выполняется строго в соответствии с ними. Наверное, чтобы мальчику не было так горько, этот день проходит очень торжественно. Близкие и родные люди ребенка нему готовятся заранее. Раньше для проведения мини-операции приглашали домой специального человека сюннетчи. Теперь мальчика ведут в хирургическое отделение, где проводят обрезание крайней плоти в стерильных условиях, что уменьшает риск послеоперационных осложнений. После того как все сделано, ребенка укладывают в чистую постель, надев на него длинную рубаху. После того как ранка заживет, устраивают специальное празднество. Раньше такое торжество проводили в тот же день. Возможно два сценария проведения праздника. По первому из них мужчины и женщины сидят отдельно. На столе нет спиртных напитков. Второй – более веселый. Гостей угощают сладостями, приглашают музыкантов, поют, танцуют.

Печальный ритуал

Не все обряды у татар связаны с торжеством и празднованием. Если в семье случается скорбное событие, то прощание с умершим родственником проходит по давно установленной традиции. Сначала необходимо обмыть покойного. Это делают люди одного с ним пола. Затем облачают в специальную одежду — кафенлеу. Она представляет собой ткань, зашитую вручную на теле покойного. Для этого берут белую ткань, длина которой для мужчин составляет 17 метров, для женщин – 12 метров.

Хоронят обычно сразу в день смерти. На погребении присутствуют только мужчины. У мусульман не принято хоронить в гробу, поэтому для того, чтобы донести умершего до кладбища, используют специальные носилки. На мусульманских погостах могилы направлены с севера на юг, их роют строго в день похорон. Традиция класть покойного головой на север, а ногами – на юг связана с подобным расположением святых мест мусульман – Мекки и Медины. В могиле устраивают углубление, в которое трое близких родственников-мужчин укладывают тело. По традиции, на него не должна попадать земля. Поминки устраивают на 3, 7, 40 день и год. В первую дату гостей мало. Это в основном пожилые мужчины, на седьмой день приглашают женщин. На сороковину и год со дня смерти помянуть покойного приходят все желающие.

Какие традиции у татарского народа еще существуют?

Главный обычай – это уважение к старшим, особенно к родителям. Также татар с детства учат помогать младшим, не обижать обездоленных. Мать пользуется особым почетом в семье, но просьбы отца должны выполняться беспрекословно, потому что он является главой семьи и все домочадцы ему подчиняются. Татары умеют и любят принимать гостей. Если человек в их доме, то ему не будет отказа ни в чем, даже если это враг их семьи. По традиции гостя сначала поят водой, потом предлагают умыться, а затем угощают. В татарских семьях в почете скромность и благопристойность, особенно у молоденьких девушек. К свадьбе женщины готовятся заранее, учатся стряпать, вести хозяйство.

Вкусная еда

В татарских семьях ее рецепты национальной кухни хранят и передают из поколения в поколение. Лучшие блюда готовят из мяса, поэтому они сытные и вкусные. Применение находит в основном баранина, говядина, мясо птицы. Татары – бывшие кочевники, поэтому они научились заготавливать продукты животноводства впрок – катык, эртек, эремчек, курут, кумыс готовят из молока коз, коров, верблюдов и коз. Любят татары и различные бульоны, которые заправляют зеленью. Из напитков они предпочитают чай, как зеленый, черный, так и травяной. Для него собирают и сушат множество растений: шиповник, смородину, липу, чабрец, душицу, зверобой и другие.

В качестве первого блюда обычно варят суп. Например, кулламу. Для него готовят мясной бульон из трех сортов мяса: гусятины, говядины и баранины. Когда он готов, его процеживают и добавляют в него лук, картошку и лапшу. Варят до готовности и заправляют нарезанным мясом. Подают с курутом и зелень. К чаю пекут пироги как сладкие, так и с мясом, а также подают сладости, чак-чак, мед, конфеты.

Красивая одежда

Культуру любого народа нельзя представить без национального костюма. Особенностью его у мужской части татар является тюбетейка. Этот головной убор бывает домашний и праздничный. Между строчками тюбетейки принято прокладывать шнур или конский волос. Ткани для нее используются различные, так же как украшения. Обычно для молодежи шьют тюбетейки ярких расцветок, а для пожилых выбирают материал спокойных тонов.

Женские головные уборы позволяют определить возраст и статус их владелицы. Девушки надевают калфак с украшением-кисточкой. Замужние дамы закрывают головным убором не только волосы, но и голову, шею, плечи и спину. Покрывала под верхние головные уборы обычно надевают пожилые женщины. Носить их на праздниках обязуют традиции и обычаи татарского народа. Фото этих головных уборов можно увидеть в данной статье. Кроме того, национальный костюм татар отличается яркими расцветками, богатым орнаментом, качественными ювелирными украшениями, разнообразием обуви. Его внешний вид зависит от того, к какой народной подгруппе относится человек, его надевающий.

В этой статье мы рассмотрели обычаи и традиции татарского народа. Кратко, конечно. Потому что невозможно рассказать обо всех особенностях, богатой культуре и самобытности татар в рамках одной статьи.

“Приобщение детей к истокам национальной культуры через традиции и обычаи татарского народа”
проект (подготовительная группа) на тему

Данную тему выбрала не случайно, её считают очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произощли перемены к лучшему. Возрождаются забытые народные традиции и обычаи, знакомиться с которыми необходимо не только детей, но и их родителей, многие же родители, которых не могут даже общаться на родном языке.

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 326 комбинированного вида»

Московского района г. Казани

исследовательской деятельности воспитателя по обучению татарского языка

«Приобщение детей к истокам национальной культуры через традиции и обычаи татарского народа»

Воспитатель II кв-ой категории

Мирзагитова Алсу Нурвахитовна

Казань 2010 год

1. Актуальность темы.

2. Цели и задачи.

3. Этапы проведения.

4. Формы работ по реализации проекта.

5. Описание хода и результатов работ.

Данную тему выбрала не случайно, её считают очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произошли перемены к лучшему. Возрождаются забытые народные традиции и обычаи, знакомиться с которыми необходимо не только детей, но и их родителей, многие же родители, которых не могут даже общаться даже на родном языке. Современные концепции личности ребенка, а так же региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включения отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка. Наследия каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранения и развития культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни.

Обращение воспитательным традициям татарского народа отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания татар. Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой народов становиться важным направлением социального воспитания.

Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка дошкольном детстве. Именно процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучение детей.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих ( Д.Б.Эльконин, Р.Е. Левина, А.П.Усова, Е.И.Тихеева и др) . к сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведение народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти-шести лет.

Читать еще:  Ожог от эфирного масла что делать. Ожог маслом: что делать в домашних условиях

К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше и меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становиться еще актуальнее.

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину при ознакомлении старших дошкольников с народным творчеством, формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводиться лишь к заучиванию пословиц, загадок, поговорок. Педагоги редко используются эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводиться к подготовке к школе, к усвоению грамоты кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводиться на второй план.

Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей младшего возраста средствами народного творчества. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса.

Некоторые аспекты речевого развития дошкольников средствами народного творчества занимались О.С.Ушакова, К.Д. Ушинский, В.В.Шевченко, О.И.Давыдова и др.

В настоящее время проявилось достаточно большое количество различных парциональных программ использования традиционной культуры в воспитательно- образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, «Приобщение детей к истокам татарской народной культуры» О.Л.Князевой и много других.

ЦЕЛЬ: Воспитание нравственно-патриотических чувств через национальную культуру татарского народа, для выявления оптимальных условий развития речи детей с помощью различной форм фольклора.

  1. Развивать нравственность и патриотизм детей через знакомство творчеством татарского народа. Формирование первоначальных представлений об истории и культуре татарского народа.
  2. Обучение устной речи через ознакомление с татарскими народными праздниками и национально декоративно-прикладным творчеством.
  3. Воспитывать терпимость к разным культурам, верованиям через приобщение детей к культурно- историческим ценностям татарского народа.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

  1. Подготовительный этап – изучение интересов детей; сбор информации; разработка программ и сценариев мероприятий.
  2. Основной этап (непосредственно обучение)- организация исследовательской работы; разбор пословицы, поговорки, скороговорки; чтение художественных произведений.

III. Заключительный- подведение итогов работы; оценка результатов реализации проекта, оформление фото-отчетов выставок.

ФОРМЫ РАБОТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для достижения поставленных целей и задач требуется комбинация нескольких форм работ, которые охватывают не только саму работу непосредственно с детьми, но включают в работу родителей и остальных педагогов дошкольного образовательного учреждения. Только при сочетании этих трех факторов, достижение целей и задач будет наиболее оптимальным.

В данном проекте использованы три формы работы:

ОПИСАНИЕ ХОДА И РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

Связь с другими педагогами

Работа с родителями

Знакомство с народным творчеством через чтение сказок, рассматривание иллюстраций, повтор содержания.

Слушают, рассматривают иллюстрации. Рассказывают о чем сказка.

Логопед закрепляет звук Ш

Создание информационного стенда, консультации, анкетирование, просмотр открытых мероприятий.

Разучивание пословиц, поговорок.

Заучивают пословиц и поговорок.

Проговаривание и прпевание на музыкальных занятиях.

Ознакомление с татарским орнаментом.

Рассматривание изделий с татарским орнаментом, рисование элементов орнамента.

Использование в логоритмических занятиях.

Изготовление альбома с образцами татарского орнамента.

Фотоальбом «Народные праздники в детском саду».

Рассматривание альбома, высказывание детей.

Проведение народных праздников «Навруз», «Сабантуй».

Организация фотовыставки «Семейные народные праздники».

Постановка театрализованного представления.

Участие детей в представлении.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

Рассматривание изделий народного промысла.

Организация выставки изделий народного промысла.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни . очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народным традициям, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

Прежде всего мы создали в группе национальный уголок, где окружающие предметы впервые пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они- часть великого татарского народа.

В своей работе я широко использую все виды фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и др.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты татарского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу и нежность. Большое внимание в своей работе я уделяю приобщению детей к народной культуре через народные праздники и традиции. В них фокусируется накопленные веками наблюдения характерными особенностями времен года, поведение птиц. Причем эти наблюдения связаны трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Особую роль я отвожу ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным промыслом. Так как предметы искусства и ремесленного дело является своеобразной связующей нитью культурной жизни татарского народа в прошлом и настоящем, в них отражаются традиции, история, любимая цветовая гамма народа.

Практика показала, что для всестороннего развития ребенка особое значение приобретают игры- забавы с использованием народного творчества. Мы старались вводить игры хорошо известные детям поговорки, пословицы, чтобы дать возможность проявить речевую активность.

Использование малых форм народного творчества в театрализованной деятельности (игры, драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.

У родителей повысился интерес народному творчеству речевом развитии детей. Они с удовольствием заучивают скороговорки, потешки, поговорки, пословицы.

В дальнейшем планирую разработать перспективный план по знакомству с народным творчеством по всем возрастным группам. Составить анкету для родителей по знаниям различных форм национального творчества.

Приобретать игры с использованием народного творчества. Например, дидактическая игра «Узнай потешку» ( по содержанию картинки вспомнить произведение). Вечер развлечений с элементами народного творчества. Его программа разнообразно: чтение детям младшей группы потешек с использованием наглядного материала ( игрушек, предметов, картинок); пересказ известной детям сказки; чтение новых для малышей потешек; народные игры; загадывание загадок.

Праздники могут быть подготовлены силами воспитателей. Иногда его готовят как сюрприз для детей. Особенно ценно, считают методисты, заблаговременно подготовить утренник с детьми. Именно такая подготовка помогает решению многих задач умственного, нравственного и эстетического воспитания. Таким образом, организуя развлечения для детей, мы активизируем в речи детей малые формы народного творчества. Это способствует развитию образности и выразительности их речи. Итак, использованием народного творчества в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.

  1. Т.Н.Образцова «Ролевые игры для детей», Москва 2005 год.
  2. Файзуллина Р.Ш. «Татарский народный орнамент»- пособие для воспитателей детских садов, Казань 1984 г.
  3. В.Г.Гомәрова, Ф.Я.Зарипова «Бәйрәмнәр бәйләме” Казан, Мәгариф 2005 ел.
  4. Р.Ф.Ягъфәрова “Балалар фольклоры” Казан, Мәгариф 2000 ел.
  5. К.В.Закирова, Р.Ә. Кадыйрова “Әхлакнигезе- матур гадәт” Казан, Мәгариф 1998 ел.
  6. Д.М.Исхаков “Этнография татарского народа” Казань, Магариф 2004 год.
  7. Ф.С.Баязитова “Народные обряды” Казань, татрское книжное издательство, 1995 год.
  8. Г.Г.Гәрәева “Уйный-уйный укыйбыз” Казан, “Яңалиф” 2007 ел.
  9. К.В.Закирова “Уйный-уйный үсәбез” Казан, Мәгариф, 2005 ел.
  10. К.В.Закирова “Күңел ачыйк бергәләп” Казан, Мәгариф, 2003 ел.
  11. К.В.Закирова, С.М.Гаффарова “Әткәм-әнкәмнең теле” Казан, Мәгариф, 1997 ел.
  12. Нурия Сергеева “Веков связующая нитҗ. Татарское декоративное и изобразительное искусство для детского творчества” Казань, 2004 год.
  13. Ф.Ф.Харисова “Национальная культура и образование” Москва, 2000год.
  14. Н.А.Кузьменко, Л.А.Кошмак “Приезжайте к нам в Казань” Казань, 2004 год.
  15. Девятых Л.И., Белоглазов А.В. “Казань- времен связуюая нить”, 2000 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с орнаментом и традициями татарского народа.

ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы: Приобщение дошкольников в современном общест.

народные подвижные игры как средства приобщения к национальной культуре.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российско­го государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как лич.

Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»Цель: приобщение детей к истории и культуре своей страны.Задачи:•.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649249/
http://fb.ru/article/246458/kultura-obyichai-i-traditsii-tatarskogo-naroda-kratko
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/10/12/priobshchenie-detey-k-istokam-natsionalnoy-kultury

Ссылка на основную публикацию