Что значит развиваться в отношениях. Стадии развития отношений в паре

Грани совместимости и стадии развития отношений в паре.

Уважаемые читатели! Мы открываем цикл статей, посвященных Взаимоотношениям в Паре. Надеемся, что это позволит увидеть новые грани ваших собственных отношений и поможет рассмотреть, что таится в основе этих отношений. Кто-то, возможно, многое увидит сам, у кого-то возникнет желание обратиться к опытному специалисту. В любом случае – это будет ваш выбор. Рискните стать счастливее!

  1. Грани совместимости и стадии развития отношений в паре.

Отношения…как много в этом слове… это то, с чего начинается наша Жизнь…с отношений с Миром в лице Матери, близких. Мы растем, мы ищем и создаем отношения, которые дадут нам ощущение Полноты Жизни, Радости и Любви.. Обретаем ли мы Это в отношениях с Мужчиной (Женщиной) своей мечты? Вот в чем вопрос.

Чаще происходит все как бы само собой. Два человека встречаются, влюбляются, хотят быть вместе… И только потом, когда гармония и взаимопонимание начинают неумолимо таять, возникают вопросы. Почему так происходит, почему так произошло? Но только Потом, к сожалению, возникают вопросы, только Потом мы задумываемся (если задумываемся). Что это было, если оно исчезло? Была ли это любовь? Почему так много несовпадений, которые были так незаметны? Почему Нелюбовь вместо Бесконечной Любви?

Многочисленные исследования показывают, что большая часть взаимоотношений, в том числе, семейных, негармоничны изначально. Причин множество, разобраться в которых помогут ответ на вопросы: Для чего мы ищем Его (Ее)?

Чтобы нас любили, чтобы быть нужным, чтобы не остаться в одиночестве, иметь стабильность, подталкивают родители и общественное мнение, чтобы забыть прошлое, иметь детей, чтобы….

Почему выбираем именно Его (Ее)?

Потому что Она (Он) похожа(похож) на любимую маму или папу. Потому что хотим убежать из своей семьи и жить самостоятельно. Потому что нашли похожего, красивого, умного, надежного, свой идеал. Потому что…

Любой из этих выборов будет неправильным по своей внутренней сути, он изначально будет разрушать ваши Иллюзии и Представления. Это все – Бегство в Брак и взаимоотношения. Бегство, а не желание Любить, отдавать свое Тепло, Заботу, Чувства, получая взамен настоящую Любовь, не требуя этого…

Взаимоотношения – это Творчество и работа, Искусство, не побоюсь этого слова, к которому мы должны быть психологически готовы. Как вы думаете, это возможно в 18-20 лет? По статистике – нет. Здоровые отношения и здоровая в психологическом смысле семья предполагают нашу психологическую зрелость, то есть понимание разных граней совместимости, которые должны быть у будущих супругов. Сексуальной или интеллектуальной гармонии никогда недостаточно для полноценной семьи. Вот некоторые области совместимости, которые в своей суммарной оценке предполагают здоровые, гармоничные взаимоотношения:

  • духовная, то есть совместимость основных жизненных ценностей.
  • психологическая, то есть сочетание определенных черт характера, свойств и особенностей партнеров.
  • интеллектуальная (индекс образования).
  • семейно-ролевая, то есть сочетание представлений каждого из партнеров о ролях мужа и жены, кто и что должен делать в семье, за что отвечать.
  • педагогическая, то есть совпадение основных представлений партнеров о характере воспитания детей.
  • материально-бытовая, то есть совпадение представлений партнеров о том, сколько должно быть денег, каким путем они могут быть добыты, как их следует тратить и т.п.
  • сексуальная.

    Опыт работы различных специалистов с семьями показывает, что особенно большую значимость в семейных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость, которые практически не поддаются коррекции.

    После случившегося выбора и “рождения” пары отношения между партнерами постоянно претерпевают изменения. Динамику взаимоотношений в паре можно представить в виде следующих стадий:

  • Симбиоз. Самая сильная стадия по накалу романтических чувств. Партнеры переживают состояние сильного слияния. Влюбленным тяжело расстаться, даже на короткий промежуток времени, они с нетерпением ожидают встречи, постоянно думают друг о друге, много мечтают, не могут представить свою жизнь друг без друга. Партнер видится с лучшей стороны, достоинства преувеличиваются, недостатки преуменьшаются. Сходство между партнерами превозносится, различия не замечаются. Требования к партнеру минимальные, каждый старается проявить себя с лучшей стороны, не рискует быть эгоистичным. Основная цель стадии -образование сильнейшей привязанности к партнеру. Если каждый партнер чувствует большую заботу о себе со стороны другого, то формируется внутренняя удовлетворенность отношениями, стремление их продолжать. Появляется уверенность в том, что имеющиеся взаимоотношения останутся неизменными (“Мы будем счастливы и умрем в один день”). Если эта основа отношений создана, то осуществляется движение к следующей стадии.
  • Дифференциация – самая критическая и трудная стадия для существования пары. С течением времени становятся заметными различия между партнерами, недостатки другого бросаются в глаза, начинают раздражать. Партнеры начинают замечать, что они чувствуют и мыслят по-разному, у каждого появляется желание отстоять свою индивидуальность, иметь больше пространства для себя. Появляется сильное разочарование в партнере, что может вызвать чувство вины. Партнеры чувствуют, что не хотят столько времени проводить вместе, стремятся побыть наедине с собой. Проявления данной стадии являются закономерными, так как связаны с лучшим узнаванием особенностей партнера. Но многие люди наступление стадии дифференциации воспринимают как окончание любви и разрывают отношения.

    Чем меньше партнеры доверительно общаются друг с другом и чем меньше времени проводят вместе, занимаясь решением бытовых вопросов совместной жизни, тем более длительной может быть стадия симбиоза. Некоторые люди искусственно поддерживают стадию симбиоза и не дают отношениям развиваться. Для многих людей сильные эмоции, характерные для стадии симбиоза, соответствуют внутренним представлениям о том, какими должны быть идеальные взаимоотношения. Поэтому, когда наступает стадия дифференциации, внутренне это переживается как глубокое разочарование, крах любви, и не все способны дальше продолжать отношения. Сильная неуверенность в себе может вызвать неверие в возможность дальнейших продолжительных отношений и выражаться в чувстве ревности, формировании сильнейшей психологической зависимости от партнера. Можно отметить следующую закономерность: чем более безупречным и идеальным воспринимался партнер на стадии симбиоза, тем сильнее проявляется разочарование на следующей стадии, и выше риск того, что произойдет разрыв и партнеры расстанутся. Менее болезненное прохождение стадии дифференциации возможно при наличии у партнеров личного достаточно большого опыта продолжительных отношений с разными людьми своего и противоположного пола.

  • Практикование – стадия, когда энергия человека направляется на деятельность, не связанную с партнером. Это может быть учеба, работа, личные интересы. На этой стадии партнеры не намерены улавливать желания друг друга, они сконцентрированы на себе. Главным теперь является автономия, независимость, индивидуализация. Развитие своего Я становится важнее, чем развитие близких отношений. Между партнерами могут возникать конфликты, примирение приводит к кратковременным эмоциональным сближениям.
  • Возобновление дружеских отношений. После того как каждый из партнеров четко определил свою индивидуальность, реализовал себя вне семьи, у него появляется потребность в психологической поддержке. Возникает стремление к возобновлению дружеских отношений (Хочется с тобой поделиться). Снова обостряется ранимость, уязвимость в отношениях. Периоды счастливой интимности сменяются периодами восстановления независимости. Конфликты на данной стадии решаются быстрее, становится возможным обсуждение трудностей, чего не было в период дифференциации. Теперь каждый из партнеров не боится быть поглощенным личностью другого. Устанавливается разумный баланс между Я и Мы. Возникает стабильность в отношениях и постоянство.
  • Взаимозависимость – фаза дальнейшего укрепления постоянства. О наступлении этой стадии можно говорить, когда каждый из партнеров убедился, что его любят, не смотря на имеющиеся недостатки. Образ идеализированного избранника сменяется реальным образом партнера. Появляются глубокая привязанность и взаимное удовлетворение. Отношения развиваются больше в сторону роста и совершенствования Мы, чем Я.

    Читать еще:  Особенные отношения между дочерьми и матерями. Мать и ее взрослая дочь. Тупик в отношениях

    Необходимо обратить ваше внимание на то, что достижение стадии взаимозависимости требует от партнеров определенной внутренней работы над собой и своими идеальными представлениями, поэтому данной стадии достигают немногие пары.

    Общие замечания относительно прохождения стадий. Оба партнера могут проходить все эти стадии одновременно, почти синхронно, или разновременно, что обостряет конфликты. Трудности возрастают, если, например, один еще живет на стадии симбиоза, а другой уже вступил в стадию дифференциации. Когда один партнер еще хочет, например, проявить себя во внешнем мире, реализовать все свои способности, а другой уже стремится к возобновлению близких отношений и т.д.

    Таким образом, обобщая вышесказанное, можно отметить, что отношения в паре начинаются задолго до ее реального рождения и путь ее Жизни тесно переплетается с жизнью каждого партнера, но имеет и свои особенные закономерности.

    Хорхе Букай. Модель идеальных отношений.

    “Я хочу, чтобы ты меня слушала, не осуждая. Я хочу, чтобы ты высказывалась, не давая мне совета. Я хочу, чтобы ты доверяла мне, ничего не требуя. Я хочу, чтобы ты мне помогала, не пытаясь решать за меня. Я хочу, чтобы ты заботилась обо мне, не унижая. Я хочу, чтобы ты на меня смотрела, не пытаясь от меня чего-то добиться. Я хочу, чтобы ты меня обнимала, но не душила. Я хочу, чтобы ты меня воодушевляла без принуждения. Я хочу, чтобы ты меня поддерживала, не отвечая вместо меня. Я хочу, чтобы ты меня защищала, но не лгала. Я хочу, чтобы ты была ближе, но оставляла мне личное пространство. Я хочу, чтобы ты знала о моих самых непривлекательных чертах, приняла их и не пыталась их изменить. Я хочу, чтобы ты знала…, что ты можешь на меня рассчитывать…без ограничений”.

    Стадии развития женско-мужских отношений

    Женско – мужские отношения (далее – отношения) – это процесс, занимающий большую часть жизни и времени практически каждого человека, живущего в обществе. Социально приемлемым и одобряемым считается поведение человека, направленное на поиск партнера для создания семьи. Однако, не всем и далеко не сразу удается создать гармоничную счастливую семью. К 2016 году в РФ число разводов по отношению к количеству заключенных браков достигло отметки более чем в 50%.

    В данной статье хотелось бы разобрать стадии развития отношений, ведь по моему мнению, невозможность или нежелание перейти от одной стадии к другой является одной из основных причин разрыва отношений.
    Черная Королева говорила Алисе: «Здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте». Википедия приводит Гипотезу Черной Королевы, которая гласит: «Относительно эволюционной системы виду необходимы постоянное изменение и адаптация, чтобы поддерживать его существование в окружающем биологическом мире, постоянно эволюционирующем вместе с ним». Проще говоря: в движении – жизнь и все нуждается в развитии, а отсутствие изменений равно деградации. Вот почему отношения постоянно должны находиться в состоянии развития, а стагнация приводит к разрыву отношений. Для отношений показатель развития – своевременный переход от одной стадии к другой. Рассмотрим эти стадии.

    На этой стадии проявляются самые романтичные позывы влюбленных. Также, она называется конфетно-букетным периодом. На стадии влюбленности партнеры имеют склонность к идеализации друг друга, все кажется волшебным, возвышенным и легким. Проблем и недостатков друг в друге влюбленные не замечают. Обильный выброс гормонов в кровь, присущий данному этапу, толкает на романтические поступки, некоторые из которых, на первый взгляд, выглядят безумными. Идеализация партнерами друг друга проявляется еще и в том, что влюбленным свойственно придавать партнерам качества, которых у них нет на самом деле. Часто на данном этапе начинаются сексуальные отношения. Стадия влюбленности характеризуется буйством чувств, красок и эмоций, человек чувствует себя прекрасно. Длится данная стадия от 1 до 2,5-3 месяцев (цифры не претендуют на математическую точность). По истечении данной стадии уровень эмоций немного снижается, розовая пелена понемногу спадает, и партнеры начинают видеть недостатки друг в друге.

    Завершив длительные отношения, один мужчина каждый месяц-полтора приходил в компанию своих друзей с новой девушкой. Сложно с точностью утверждать почему именно он это делал. Однако, смело можно выдвигать гипотезу о том, что у него не было желания переходить на следующую стадию отношений, и он, только начиная видеть недостатки в своей избраннице, менял ее на новую, вновь погружаясь в водоворот чувств и эмоций, характерный для стадии влюбленности. Поскольку на следующей стадии неизбежно начинаются первые проблемы в отношениях, а для данного мужчины, по всей видимости, эти проблемы за годы серьезных отношений, стали труднопереносимыми.

    После того, как уровень эмоций, характерный первой стадии утих, отношения переходят на следующий этап. Партнерами становятся видны недостатки друг друга, появляется необходимость о чем-то договариваться, где-то уступать, с чем-то мириться, возникают первые ссоры. Эта стадия является первой трудностью в отношениях, первой проверкой. Не все ее проходят. На данной стадии зарождается будущая основа крепких, серьезных отношений – умение идти на компромисс. Важно понимать, что компромисс – это не счеты: здесь я тебе уступил, за это ты уступи мне. Стремление к компромиссу должно исходить из побуждения наладить отношения, развивать их далее, а не из стремления к личной выгоде. Тем не менее, компромисс – это явление обоюдное, нельзя только отдавать, нужно и получать в ответ.
    Если компромисса в отношениях нет, скорее всего возникнет ситуация, когда один партнер начинает продавливать другого (конечно, можно допустить существование идеальной пары, где партнеры понимают друг друга с полуслова, но это скорее миф) и это закончится ссорами и разрывом.

    Итак, имея более осмысленный (по сравнению со стадией влюбленности) взгляд, видя недостатки партнера и свои собственные, делая первые попытки договориться, возможно пройдя первые ссоры, человек должен ответить на вопрос: принимает ли он своего партнера или нет. В моем понимании принятие заключается в следующем. Человек говорит себе: «Да, я вижу своего партнера глубже, я знаю о его недостатках, он знает о моих, мы готовы договариваться, чтобы стараться избегать ссор и разрыва, я питаю к нему чувства и готов развивать отношения». Если такое принятие носит обоюдный характер, значит, на мой взгляд, партнеры готовы перейти на следующую стадию отношений.

    Пожалуй, самая спорная стадия. На мой взгляд она должна длиться от трех месяцев до одного года. Особенно она отвергается представителями советского поколения людей, где совместное проживание без штампа в паспорте было социально неодобряемо. Тем не менее, по моему мнению, это очень важная стадия развития любых отношений. Конечно, исходя из романтических настроений, можно назвать эту стадию расчетом, но лучше, как говорится, семь раз отмерить, а потом уже резать. Известный поэт, Владимир Маяковский (советский, к слову) писал о любовной лодке, разбившейся о быт. Пусть эта фраза уже изъезжена, но именно она характеризует данную стадию отношений лучше всего. Представим элементарную ситуацию. После стадии принятия («да, это мой человек, я готов/готова работать над отношениями») влюбленные женятся и после свадьбы едут в первый совместный отдых. Это, скорее всего, гостиница, где не приходится готовить, убирать, стирать, гладить и т.д. После счастливого первого отпуска новобрачные возвращаются в привычную жизнь, где их ожидает тот самый пресловутый быт. В каждой семье существуют свои правила совместного проживания. И в Его семье, и в Ее. И вот Он и Она встречаются вместе в своей собственной семье и каждый из них, что вполне, логично, переносит в свою новоиспеченную семью правила своей семьи родительской («мы завтракаем в 09:00 и кто опоздал к завтраку, тот его пропускает», «пока мужчина не встанет из-за стола, никто другой из-за него не встает», «каждое воскресенье мы идем в церковь» и т.д.). Какова вероятность того, что эти правила совпадут? Минимальна. Соответственно, что супругам предстоит создать правила своей собственной семьи, что бывает непросто. Эта тема, безусловно, стоит отдельной статьи, но эти вводные было важно предоставить. Так вот, по моему мнению, очень важно испробовать это на себе до свадьбы и печати в паспорте. Ведь часто бывает, что искомые совместные правила найти не удается, возникают ссоры и отношения сходят на нет. Пусть лучше это случится до брака. Ведь статус разведенного человека не прибавляет вистов в обществе, особенно для девушки. Работая в сфере подбора персонала, я очень часто сталкивался с анкетами соискательниц, в которых в разделе «семейное положение» значилось «разведена». Буквально каждая третья анкета. Мне видится, что разногласия в бытовой жизни являются одной из главных причин развода. К тому же нельзя забывать про такую немаловажную и также достойную отдельной статьи характеристику отношений, как сексуальная совместимость. Одна клиентка жаловалась на индивидуальной консультации на то, что она не испытывает желания к занятиям сексом с мужем так часто, как он хочет (через день), а ей достаточно одного раза в неделю. Лучше всего узнать о существовании этих проблем до брака, ведь под воздействием социальных посланий («стерпится-слюбится», «развелась? Значит что-то с ней не так») люди зачастую предпочитают остаться в браке, обрекая себя на несчастливую жизнь, в особенности имея ребенка.
    На портале Destiny.ru приводятся результаты исследования на тему, стоит ли жить вместе до свадьбы. Вот некоторые выдержки:
    – Люди, которые решают пожить вместе, не побывав в ЗАГСе, скорее всего так и не дойдут до него. 50% таких пар расходятся после совместного быта. Всё потому, что партнёр будет стремиться найти «подходящего» для себя человека, без недостатков.

    Читать еще:  Как понять что нужно жениться. Когда пора жениться, чтобы не потерять любимую? Нельзя заниматься сексом с другим человеком

    – Люди, которые жили в гражданском браке, но решали узаконить брак, разбегались после нескольких лет совместной жизни.

    – Пары, которые решают пожить вместе до брака, не имеют друг перед другом никаких обязанностей. Брак же обязывает человека, и выводит отношения на уровень выше любви.

    Казалось бы, данное исследование опровергает мою идею полезности гражданского брака, но, вернувшись к моему тезису о невозможности или нежелании перехода от одной стадии к другой, можно понять, что, затянув стадию гражданского брака на несколько лет, можно столкнуться с риском разрыва отношения, т.к. в этих самых отношениях не наблюдается развития. Это можно сказать о любой из стадий, описанных в данной статье. Один мой знакомый жил до свадьбы со своей девушкой 8 (!) лет и в итоге их свадьба не состоялась ввиду постоянных ссор и упреков. Отношениям постоянно нужно развитие, это один из базовых принципов построения счастливых отношений.

    4. Свадьба и дети

    После этапа совместного проживания логично следующим этапом предположить бракосочетание. Надо оговориться, что мною рассматривается «классический вариант» развития событий и я не в коем случае не настаиваю, что у всех пар все должно происходить именно так. Вполне допускаю, что некоторые пары могут остановиться на этапе совместного проживания и не хотеть жениться и рожать детей. Тем не менее, большинство людей хотят потомство, опять же, помимо биологической обусловленности, этот процесс является социально одобряемым. Кстати, наверняка знакомые многим вопросы («Когда заведешь девушку/парня?», «Когда женишься/выйдешь замуж?», «Когда появится ребенок?») и эти вопросы идут в порядке развития стадий отношений, согласно моей теории. У многих на этой стадии отношений возникает вопрос, как скоро после замужества рожать ребенка. Конкретного ответа, думаю, нет и быть не может. Если оставить за скобками пары, которые поженились после того как будущая жена забеременела, то часто наблюдается картина, при которой ребенок рождается приблизительно через год после вступления в брак. Логично, теперь у молодых есть новый социальный статус «новая семья» и они эту семью расширяют. Бывает так, что молодожены не торопятся с потомством ввиду разных причин (желание материальной устойчивости – «встать на ноги», желание «пожить для себя», путешествия, образование и т.д.) Считаю правильным оставлять это «на откуп» новоиспеченной семье, также, как и, впрочем, сам вопрос зачатия.
    Итак, создание потомства является, во-первых, биологически обусловленным процессом (продление рода является одним из базовых инстинктов, свойственных всем живым существам), во-вторых, социально одобряемым. Исходя из этого большинство пар стремятся произвести потомство на свет. К большому сожалению (я упоминал об этом выше) многие пары прекращают свои отношения как до брака, так и после. И, опять же, к большому сожалению, широко распространена ситуация неполных семей.
    В обществе бытует стереотип, о том, что женщина должна родить до тридцати лет, иначе, якобы, могут быть проблемы в процессе родов, а в последствие у ребенка будут «старые» родители. Это разрушительное послание приводит к тому, что многие пары, находясь в юном возрасте, стремятся поскорее родить. Зачастую это случается на романтической стадии, когда, как мы помним, взор затуманен и не видно недостатков партнера или пропускается стадия совместного проживания и пару разъедает совместный быт, усугубленный взращиванием ребенка (может, звучит грубо, но фактически это очень тяжелое испытание, достаточно вспомнить хотя бы бессонные ночи родителей). Поэтому я считаю, что к процессу деторождения нужно подходить осмысленно. Во-первых, необходимо материальное обеспечение будущей семьи, во-вторых, принятие молодоженами друг друга, в-третьих, договоренность по проведению совместного быта. Само собой, должно присутствовать желание родить ребенка, а не потому что «мне скоро тридцать» и «мама хочет нянчиться с внуком». Кстати, бывает и обратная ситуация, когда мама будущей мамы достаточно молода и не хочет становиться бабушкой. Она может всячески, пусть и не на прямую, отговаривать свою дочь от беременности. Мне знакома семья, где сорокалетняя бабушка, общаясь с внуком, просит называть ее по имени, а не бабушкой. Непростое испытание для психики ребенка.

    Перешагнув через внушительный отрезок жизни пары, который включает себя воспитание детей, их социальную адаптацию, мы перемещаемся к последней стадии развития отношений – стадии «опустевшего гнезда». Хоть и непросто принять это некоторым родителям, все дети когда-нибудь вырастают и настает их черед создавать свою семью и уходить из дома. Для многих это является настоящим ударом и неудивительно, ведь с момента рождения до ухода из дома проходит не один десяток лет, а это очень большой срок и люди привыкают жить вместе, своей семьей, переживать вместе приятные и не очень моменты, помогать друг другу.
    В процессе обучения я столкнулся с очень интересными рассуждениями моего Учителя и Наставника Екатерины Крюковой о детях и родителях. Перескажу своими словами. Чем дети могут отблагодарить своим родителям за дар жизни? Ни материальная помощь, ни уважение и почитание не могут являться равноценной благодарностью, ответом. А, может, пожалуй, только лишь создание своей собственной семьи. Наводит на размышления, не правда ли? Очень красивый, эволюционно обусловленный постулат. Добавим к нему мои рассуждения о базовом инстинкте и социальном одобрении потомства и получим абсолютную естественность и необходимость этого процесса.
    Впрочем, это не отменяет той боли утраты, которую могут испытать родители, от которых уходят их дети. Существует множество рекомендаций, которые призваны помочь родителям в это непростое время (быть более внимательными друг к другу, придумать совместные увлечения, завести питомца и т.д.)

    Читать еще:  Как разорвать отношения с женатым. Как разорвать отношения с женатым мужчиной

    Некоторые родители, прямо скажем, с этим не справляются. Многим знакома ситуация, при которой мама уделяет ну слишком много времени и внимания своей дочери и ее собственной семье, построение которой у последней при таком родительском участии не удается. Советы, звонки, встречи, все это в большом количестве присутствует и служит лишь одной цели – не дать опустеть своему «гнезду». Конечно же, в большинстве случаев это делается абсолютно бессознательно, но факт остается фактом и дочери приходится очень непросто. Не общаться, уехать в другой город обычно не помогает, в данном случае необходимо этакое психологическое «перерезание пуповины». Нужно психологически разорвать связь с матерью, чтобы построить свою собственную, независимую во всех отношениях семью. Это может быть очень тяжело, но для здорового развития событий это необходимо. Подчеркну, что речь идет о психологическом процессе, который не предусматривает разрыва отношений, как таковых. Безусловно, это очень объемная тема, которая должна быть удостоена отдельного рассмотрения.

    Заключение.
    В психологии развития принято считать, что старение человека является стадией личностного развития, пусть и накладывающей определенные ограничения. Можно перенести эту гипотезу и на отношения в паре. Немногим людям удается пронести свои отношения через всю жизнь и от этого насколько ценными становятся те, которые длятся десятилетиями!

    В данной статье я рассуждал о женско-мужских отношениях, исходя из собственного опыта, наблюдений и психологических знаний.

    Что значит развиваться в отношениях. Стадии развития отношений в паре

    Занимает период от 2,5 – 3-х лет. На этой стадии могут начинаться конфликты не обязательно связанные с сексуальным взаимодействием, а в основном, с личностными проявлениями, связанными с фокусировкой на развитии эго.

    На этой стадии важно подчеркнуть отличия от партнера, сложно принимаются изменения. Если пара вместе выходит на эту стадию, то мы видим снижение частоты сексуальных контактов, появление симпатий за пределами пары, нетерпимость к ограничению свободы и понимание необходимости в самореализации.

    Единственный выход из этой ситуации видится как возврат к симбиотической стадии, по-сути, невозможной.
    В связи с этим, другой партнер чувствует ограничение свободы и нарушение границ. С одной стороны в паре повышается конфликтность, взаимообвинения и травматичность отношений, что, в целом, влияет на сексуальное заимодействие.

    Например, можно услышать: партнер не понимает, чего я хочу, не готов меня слышать, а раньше – все нравилось.

    Терапевтическая работа на этой стадии будет вестись над обнаружением различий партнеров и их принятием.

    Если партнеры одновременно вышли на стадию дифференциации, то появляется ощущение того, что отдалились друг от друга. Характерно появление новых интересов, меньше времени проводится вместе и кажется не таким насыщенным, увеличивается дистанция в отношениях.

    Терапевтические запросы партнеров могут прорабатываться через узнавание другого, точек соприкосновения, создание и принятие личного пространства.

    В сексуальной сфере также выражается желание попробовать новое – практики и формы. Это может удивлять партнера и быть причиной разногласий. Акцент нужно делать на том, что это не ставит под угрозу отношения, а наоборот, предлагает исследование пространства для совместного развития.

    Если пара проходит эту стадию благополучно, то переходит к следующей стадии.

    Партнеры достигли стадии осознанности в отношениях, знают себя и понимают желания партнера, сформированы приоритеты для пары, уважение к границам другого, понимание совместных целей, прогнозирование сценариев развития. Проблемы решаются быстро и нетравматично друг для друга. В основном, это зрелые личности и в терапию могут обращаться редко.

    Принято считать разрыв между партнерами более, чем на одну стадию – критичен. К примеру, один партнер находится на симбиотической стадии, а другой вышел на стадию обучения – скорее всего пара распадется. Это будет для партнера болезнено находится вне слияния, и он будет ощущать небезопасность, актуализируются детские травмы оставленности и брошенности. Для более реализовавшегося партнера, запрос на терапию звучит как тупик в отношениях, не видит для себя путей развития. Есть много внешних факторов, удерживающих пару: дети, ипотека, болезнь и т.д. Но в психологическом плане пара разбалансирована и можно наблюдать удобное совместное проживание, а не диадическое развитие.

    В практике консультирования наиболее частые вопросы возникают в ситуации партнеров, когда один остается на стадии симбиоза, а второй – перешел на стадию дифференциации.

    Важную роль будет играть тип ранней привязанности: безопасный, тревожно-цепляющийся, избегающий, дезорганизованный.

    Отношения с главной фигурой привязанности будет реализовываться и в отношениях с партнером.

    При тревожно-цепляющемся типе привязанности, партнер будет застревать на симбиотической стадии. И стремления партнера в отдельности воспринимаются как угроза отношениям и собственной целостности. Например, когда партнер уходит, мне хочется стать фотографией, чтобы он мог взять меня с ним. Есть острое нежелание разлучаться, даже на время рабочего дня. Если и партнер демонстрирует тревожно-цепляющийся тип привязанности, тогда пара надолго застревает на симбиотической стадии. В дальнейшем динамика сексуальных отношений будет снижаться. Из-за ощущения близости, как собственной части, пропадает сексуальное влечение. В практике встречаются пары, которых этот факт не беспокоит.

    Если партнер демонстрирует тревожно-цепляющийся тип привязанности, а другой партнер – тревожно-избегающий, то партнеры могут разойтись. На этом фоне сексуальные контакты после ссоры воспринимаются партнером с тревожно-цепляющимся типом привязанности очень ярко, ведь ему нужно воссоединение, угроза утраты симбиоза миновала, мы снова вместе и секс является тому подтверждением. Партнер с тревожно-избегающим типом привязанности будет склонен отыгрывать сексуальные привязанности, возможно, в других отношениях, чтобы не находится в тесном контакте. Это сближение он воспринимает как утрату идентичности, потерю себя.

    При различных типах привязанности будет развиваться динамика неравномерного прохождения стадий.

    Литература по теме:

    1. Дэвид Шарф “Секс и объектные отношения”

    2. Бэйдер Эллин , Пирсон Питер “В поисках мифической пары”

    Источники:

    http://www.b17.ru/article/5017/
    http://www.b17.ru/article/otnosheniya_mejdu_polami/
    http://psy4psy.ru/otnoshenia_v_pare

  • Ссылка на основную публикацию