Проблема взаимоотношений человека и животных. Тема «Природа и человек»: аргументы. Проблема отношения к природе. К.Г. Паустовский — сказка «Растрепанный воробей»

Содержание

Методика ознакомления детей с произведениями К.Г. Паустовского

Реализация задач начального литературного образования младших школьников в процессе ознакомления их с произведениями К.Г. Паустовского

С точки зрения включения произведений Константина Георгиевича Паустовского в курс литературного чтения и распределения их по различным тематикам на данный момент существует следующая ситуация.

Многие авторы программ по литературному чтению используют одни и те же произведения К.Г. Паустовского.

В программе О.О. Джежелей встречаются только два произведения К.Г. Паустовского. В третьем классе это «Заботливый цветок», а в четвёртом классе — «Заячьи лапы». Оба эти рассказа в программе объединены общей, посвящённой детству, темой.

По программе Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой учащиеся в третьем классе читают один рассказ «Барсучий нос», включённый в тему «О братьях наших меньших». В четвёртом же — дети по данной программе знакомятся с четырьмя рассказами «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Кот-Ворюга» и «Какие бывают дожди». Последние четыре рассказа приводятся в теме «Произведения Паустовского».

По программе Г.М. Грехнёвой, К.Е. Кореповой ребята должны познакомиться во втором классе с рассказом «Барсучий нос», в третьем классе — с отрывком из произведения «Мой дом», отрывком «Кишата» из книги «Повесть о жизни» и произведением «Жара стояла над землёй», а в четвёртом — со сказкой «Стальное колечко». Рассказ «Барсучий нос» и отрывок «Мой дом» читаются по теме «О братьях наших меньших», а произведение «Жара стояла над землёй» Г.М. Грехнёва и К.Е. Корепова относят к теме времён года «Лето красное».

В программе О.В. Кубасовой по литературному чтению в третьем классе изучаются произведения «Барсучий нос» и «Стальное колечко». Рассказы «Заячьи лапы» и «Корзина с еловыми шишками» включены ею в тему четвёртого класса «Рассказы», а также произведение «Великий сказочник» по теме «Познавательная литература».

В программе Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого в третьем классе в разделе «Были-небылицы» происходит знакомство с произведением «Растрёпанный воробей». В четвёртом классе в разделе «Человек и природа» учащиеся знакомятся с рассказом «Скрипучие половицы» и в разделе «Страна далёкого детства»- с рассказом «Корзина с еловыми шишками».

Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева считают нужным поместить рассказы «Кот-Ворюга» и «Жильцы старого дома» в третий класс в раздел «Летние путешествия и приключения», а рассказ «Корзина с еловыми шишками» — в раздел «Наполним музыкой сердца». В первом классе по программе Бунеевых учащиеся знакомятся с произведением «Приточная трава».

В программе Г.Н Кудиной, З.Н. Новлянской из произведений Константина Георгиевича Паустовского находятся три. Это рассказ «Барсучий нос» в третьем классе в разделе «Сказки и рассказы» и рассказы «Подарок», «Стальное колечко» в четвёртом, в разделе «Эпос».

Кроме того, нужно отметить, что в данных произведениях описывается не столько мир природы, как человек в этом мире, его роль и его единство с этим миром. На примере рассказов Паустовского школьники должны осмысливать человека как часть природы, а значит, человек не может не заботиться об окружающем мире. Поэтому рассказы выполняют функцию морально-нравственного и экологического воспитания детей. Не случайно авторы учебных программ особенно выделяют тему «Природа и человек в произведениях Паустовского».

И, наконец, в восьмой проанализированной программе Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной только в третьем классе учащиеся знакомятся с произведениями К.Г. Паустовского. Это «Барсучий нос», включенный в раздел «Люби все живое» и «В саду уже поселилась осень» (из рассказа «Подарок»), включенный в раздел «Семейное чтение».

В результате анализа этих программ была сделана, приведённая в приложении, таблица, наглядно показывающая соотношение в различных программах изучаемых произведений Константина Георгиевича Паустовского, классов, в которых происходит знакомство детей с этими произведениями и тем, разделов, в которые они включены.

Читать еще:  Как понять что он заставляет тебя ревновать. Как понять, что парень ревнует: тревожные сигналы в ваших взаимоотношениях. Почему женщину провоцируют на ревность

Итак, как мы выяснили, многие авторы считают нужным включать в свои программы произведения К.Г. Паустовского. Больше всего произведений Константина Георгиевича в программах Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой; Г.М. Грехнёвой, К.Е. Кореповой и О.В. Кубасовой.

Все произведения К.Г. Паустовского изучаются в основном в третьем и четвертом классах. Это обуславливается тем, что учащиеся смогут уяснить идею произведения, понять, что же автор хотел донести до читателя.

Наиболее обширным по количеству, разнообразным по тематике и интересным по художественным достоинствам, является подбор художественных произведений заложенный именно в учебнике Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой, к тому же данный учебник входит в одну из самых распространенных программ по Волгоградской области. А вот в учебник Г.М. Грехневой и К.Е. Кореповой включены рассказы, которые больше не рассматриваются ни в одной из остальных программ. Но, к сожалению, учебник этого автора не распространен в Волгоградской области.

С данными рассказами учеников можно знакомить на уроках как классного, так и внеклассного чтения.

Литература сегодня (и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет) остается, возможно, единственной нравственной опорой, питающей духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически — нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, а особенно интенсивно это происходит в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе нужно пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, значению художественного слова, его нравственного потенциала.

На уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны также научиться полноценно, воспринимать художественный текст, осознавая его образную сущность. Иными словами, они должны с помощью воображения войти в изображенную писателем жизнь, пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниям, понять авторскую идею и понять его умение владеть словом. Но чтобы это произошло, учитель, прежде всего сам должен понимать, что литература — это вид искусства, что на уроке литературного чтения «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами» (М.А. Рыбникова), а главное — учитель сам должен уметь анализировать художественный текст.

Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках литературного чтения является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.

Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на понятный самому себе язык и сделать своими. Это работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературы, а в нашем случае — литературного чтения должен организовать учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома. А самое главное — необходимо, чтобы работа учителя на уроках «Литературного чтения» была системно организована по двум главным направлениям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание — это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого — организация полноценного восприятия учениками-читателями художественного текста, — это средство решения этой цели. Надо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы ученики размышляли над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним — сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. Но это должна быть их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая и руководимая педагогом.

На уроке литературы дети под руководством учителя читают великие произведения с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим и непонятным, нужно, чтобы на уроке дети:

— думали над прочитанным;

— оценивали их поступки;

— осмысливали их проблемы;

— соотносили их жизнь со своей жизнью;

— старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами. [3, c.52]

Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.

Огромную роль в организации процесса осмысления проблем играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания эмоционального и рационального познания, а эмоциональные переживания являются условием восприятия нравственных ценностей.

Кроме сопереживания, основой формирования нравственных убеждений является оценка. Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и в конечном итоге воспринимает «чужое» как «свое», получает представления о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств.

Читать еще:  Лучшие мысли о любви и отношениях. Любовь

А чтобы это происходило, на уроке литературного чтения ученики должны не просто читать художественные произведения. Задача учителя — организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, писатель. Другими словами — сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

— умение представить себе картину, изображенную автором произведения;

— сопереживать героям и автору;

— понять главную мысль произведения, его идею;

— осознать свою позицию по отношению к произведению и передать ее в форме устной или письменной речи.

Произведения К.Г. Паустовского, включенные в детское чтение, при умелом методическом сопровождении позволяют решать задачи, сформулированные в ФГОС.

Сочинение на тему Природа и человек

Летом на клумбах парка море цветов… Осенью пылают спелыми ягодами шиповник, боярышник, барбарис, зеленеют ели, сосны. Вдоль дорог тянутся вверх тополя. Многие дома окружены высокими туями, серебристыми елями и кустарниками. Как хочется, чтобы эта красота природы была вечной… Только что я прочитала рассказ “И грянул гром”. Прочитала и глубоко задумалась… Герои этого рассказа из наполненного благополучием настоящего на машине времени совершают путешествие в отдаленное прошлое. Одно из обязательных условий такого перемещения – категорическое требование ничего не трогать, ничего не пытаться изменить, ни к чему не прикасаться. Один из персонажей совершает, казалось бы, совсем незначительный грех: он наступает на бабочку, и та погибает. Вроде бы ничего не меняется в окружающем мире, и жизнь продолжается. Но после возвращения домой, в исходную точку времени, путешественники находят свой мир совсем другим, непохожим на тот, что был, – “и грянул гром”.
Фантастика? Хорошая литературная аллегория? Нет и еще раз нет. Все в нашем сложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. Но планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет. Вот поэтому и нельзя топтать ногами бабочек. Ухудшается экологическое положение, что представляет угрозу для всего живого. Ежегодно на нашей планете отмечаются два особых календарных дня: День земли и День окружающей среды. Люди в этот день говорят о проблемах экологии (“Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды”). Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее. Сломанное неокрепшее деревце, вытоптанные цветы, убитая лягушка, разбросанный мусор, прорывы нефтепроводов, утечка газа, промышленные выбросы, плохая вода, которую мы пьем, плохой воздух, которым мы дышим, – все это лишь предполагаемые мелочи. За последние тридцать-сорок лет на планете людей исчезли многие виды животных и растений. Кислотные дожди губят почву, тропические леса – “легкие” планеты – вырубаются со скоростью 20 га в минуту, загрязняются водоемы, разрушается защитный озоновый слой; болезни, причиной которых являются экологические проблемы, уносят ежегодно сотни тысяч жизней… Каждое государство, каждый житель планеты Земля несет ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений.
Мир таинственный и загадочный… Вот, например, у нас в квартире живет черепаха Чака. Ей уже четыре года. Мы ее купили в Донецке на базаре. У нее твердый панцирь, спинная сторона которого образована разросшимися в ширину ребрами, а брюшная – срастается с грудью, надежно защищает мягкие части тела животного. При прикосновении она прячет под щит голову, лапы и хвост.
Надежно защищены роговыми щитками наружные части лап черепахи и ее голова. Когда она ходит, то слышно стук ее панциря по кромке стола. Движения ее тяжелые. Наша черепаха не плавает, я читала в книге “Живые животные в школе”, что болотные черепахи плавают в воде, работая всеми четырьмя ногами. При опасности черепаха втягивает в глубь панциря голову, задние конечности и хвост. Она с большой охотой питается листьями одуванчика, капустой и цветком “Невеста”. Легкие черепахи отличаются большими размерами. Мы очень любим свою чудо-черепаху. Сейчас она спит в коробке под шифоньером. В настоящее время черепах насчитывается около двухсот видов, большинство из которых встречается в тропических странах. На островах Индийского и Тихого океанов живут гигантские черепахи, вес которых достигает трехсот килограммов. В болотах и озерах живет болотная черепаха, питающаяся различными водными животными. В школьных уголках живой природы ученики кормят черепах сочной травой, резаной капустой, морковью, свеклой, мякотью арбузов и дынь. Сколько черепах осталось на Земле? Мне хочется всем сказать: “Любите черепах так, как я, они – украшение земли, как бриллианты”, по словам художника-анималиста А. Н. Комарова, который написал картину “Наводнение”.
Вспомним строки из известной повести Антуана де Сент-Экзюпери: “Куда вы посоветуете мне отправиться?” – Спросил Маленький принц географа. “Посетите планету Земля, ответил географ. – У нее неплохая репутация. Земля – планета животных и растений не в меньшей степени, чем планета людей. И хочется предупредить: “Люди! Берегите все живое на Земле!”.

Читать еще:  Свекровь и деньги. Бесят финансовые отношения мужа и свекрови

Сочинения по русскому языку

«Маленький принц» мой любимый герой сочинение

Одним из моих любимых литературных героев является не силач с огромными мускулами, а всего лишь маленький мальчик, очень одинокий и поэтому такой трогательный. Вы наверное догадались, что это главный герой сказки Маленький принц, которую написал французский писатель и лётчик Антуан де Сент Экзюпери. Его герой, этот незащищенный ребенок, проживал один одинешенек на маленькой крошечной планете.

«Мальчишки» Решетникова сочинение по картине

На многих картинах художника Решетникова изображены дети. Я выбрал написать сочинение по картине «Мальчишки» Решетникова, потому что мне очень нравятся ребята, которые там нарисованы. Мне кажется, что со всеми троими было бы интересно подружиться.Мальчики с картины стоят на крыше высокого дома. В городе уже давно ночь. Уютно светятся окна домов. А совсем близко над головами ребят огромное.

«Первый снег» сочинение по картине

На картине А. А. Пластова «Первый снег» изоб­ражён один из первых дней наступившей зимы. Она ещё только начинает вступать в свои права. Наконец- то прекратились долгие затяжные дожди, нет грязи и слякоти, грустного настроения, которое они вы­зывают. Падает первый снег. Земля преображается. Первый снег для детей — это необыкновенное сча­стье, восторг, радость и удовольствие. Снег — это.

«Растрепанный воробей» Паустовский план рассказа

1. Жизнь главных героев.2. Оголодавшие воробьи.3. Девочка выхаживает пернатого друга.4. Благодарность Пашки.5. Воровство.6. Спасение брошки.7. Изумленная балерина.

«Толстый и тонкий» А.П. Чехов сочинение

Рассказ «Толстый и тонкий» написал Антон Павлович Чехов, живший в 1860-1904 г. Темой расказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что «толстый» — человек богатый: от него пахло дорогими духами и он мог позволить себе дорогой обед. Тонкий предстает уставшим пассажиром, навьюченным всевозможными коробками и узлами. Ему пришлось нести их.

18 мая международный день музеев сочинение

Каждая страна имеет свое культурное и историческое наследие. Такая традиция существует и в России. В нашей стране также храниться много различных экспонатов и реликвий. А знание своего прошлого гарантирует светлое будущее. Все экспонаты, картины и исторические ценности хранятся в музеях. Музеи имеют свой праздник, и раз в году открывают свои двери с особой торжественностью. Происходит это в.

22 марта — Всемирный день воды сочинение

Сегодня я узнал о празднике под названием «Всемирный день воды». В нашей стране этот праздник проводиться для того, чтобы в очередной раз сделать напоминание людям о важности воды на нашей планете. Во время различных мероприятий, поддерживающих данную акцию решаются глобальные проблемы, обсуждается будущие законы по сохранению воды на планете Земля.На уроках посвященных экологии, учительница.

«Цветы, фрукты, птица» сочинение по картине

Картину «Цветы, фрукты, птица» написал русский художник Федор Петрович Толстой. Он славится своими прекрасными натюрмортами. В натюрмортах художник изображает окружающий его мир вещей и предметов. При этом художник сам выбирает предметы для картины и их расположение. В этом проявляется его душа и характер.Описание картины «Цветы, фрукты, птица» Толстого полностью соответствует названию этой.

А.А Пластов «Первый снег» сочинение по картине

Композиция картины проста и трогательна одновременно: выпал первый снег, и дети (явно брат и сестра) выбежали на крыльцо посмотреть на него.Девочка едва успела накинуть шаль, чтобы не пропустить редчайший миг первого снегопада. Зато её брат одет тепло, так может позаботиться только любящая сестра. Они с восхищением смотрят на вальс снежинок в морозном воздухе. Пусть они уже не раз видели это.

Амулеты и талисманы

Много легенд составлены разными народами о волшебной силе амулетов и талисманов. Эти легенды красивые и иногда поучительные. И если очень верить в замечательное действие амулетов и талисманов, то они действительно могут помочь.Интересно знать, что означают эти слова. В толковом словаре читаем: «Амулет — это небольшой предмет, который как колдовское средство носят предубежденные люди, веря.

Источники:

http://studbooks.net/1960689/pedagogika/metodika_oznakomleniya_detey_proizvedeniyami_paustovskogo
http://shollklass.ru/sochineniya-po-russkomu-yazyku/3193-sochinenie-na-temu-priroda-i-chelovek

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector