Стиль взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей. Взаимоотношения в семье характеристика

Особенности стилей взаимоотношения родителей и детей

В семье родители и близкие дают знания

– о природе, обществе, производстве, профессиях, технике;

– формируют опыт творческой деятельности;

-вырабатывают интеллектуальные навыки;

– воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Целью семейного воспитания –формирование качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

7.9. Методы семейного воспитания.

Выделяют следующие методы семейного воспитания:

Выбор метода воспитания происходит индивидуально с учетом конкретной ситуации, в которой происходит воспитательное воздействие.

7.10. Стиль взаимоотношений в семье.

Семейные отношения – система взаимных требований и ожиданий, которые ориентированы во всех направлениях – и от старших к младшим членам семьи, и от младших к старшим.

высокая степенью вербального общения родителей с детьми;

– включенностью детей в обсуждение семейных проблем;

– постоянная готовностью родителей придти на помощь;

– стремлением к объективности в воспитании детей;

– взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением;

– внимание и забота взрослых и детей друг о друге;

– родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их дурных и хороших поступков;

– родители обращаются к чувствам и сознанию ребенка;

– поощряют инициативу, уважают мнение детей;

– дети хорошо знают значения слов «нельзя», «нужно»;

– формирование у детей сознательной дисциплины, заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни;

– у детей формируются инициатива, находчивость, творческий подход к порученному делу;

– наказания обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

2. Авторитарный (контролирующий):

– существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений;

– четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных;

– в семьях нет душевного единения, дружбы;

– родители мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями;

– дети растут послушными, дисциплинированными, но часто такое послушание основано на боязни быть наказанным;

– у детей не формируется осознанное отношение к требованиям взрослого;

– у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество;

– подростки часто вступают в конфликты с родителями и отдаляются от семьи.

7.11. Варианты отношений родителей и детей.

1. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.

– равенством во взаимоотношениях;

– умением родителей чутко понять мир ребенка и возрастные запросы;

– глубокой родительской привязанностью;

– постоянной готовностью к взаимопомощи;

2. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими чувствами и переживаниями, но это не является взаимной потребностью.

Внешне отношения благополучны, но глубинные связи нарушены, отмечается еле ощутимая трещинка во взаимоотношениях родителей и детей.

Типичные причины этого:

– расхождения между характером требований родителей и их личным поведением;

– недостаточная чуткость, такт родителей в ситуациях общения с детьми;

– недостаточная степень их объективности по отношению к своим детям;

– возможность того, что родители психологически не «поспевают» за динамизмом, быстротой развития детей.

3. Скорее родители стараются вникать в интересы и жизнь детей, чем дети сами делятся с родителями.

– родители стремятся вникать в жизнь детей из-за искренних чувств любви и внимания;

– родители мечтают и надеются оградить детей от неприятностей, предостеречь от опасностей;

– дети все выше названное понимают, но не принимают;

– желания родителей помочь своим детям, не всегда сопровождаются умением войти в мир детей без нажима и навязывания своих взглядов, без нервозности и предубеждений.

4. Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей.

– возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими взаимоотношениями;

– выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у детей чувства обиды, одиночества;

– естественная привязанность и любовь к родителям остаются;

– дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители все же остаются их искренними доброжелателями.

5. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом родители, скорее, правы.

– связано с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут в полной мере оценить опыт родителей, их усилия, направленные на благо семьи;

– огорчения родителей вызывают идущие во вред учебе, здоровью, увлечения детей, а иногда и аморальные поступки;

– родители обеспокоятся, что дети могут нанести себе моральный и физический вред;

– родители стараются объяснить последствия такого поведения, но наталкиваются нередко на непонимание, неверие, сопротивление;

– родители должны стремиться разобраться в стремлениях детей, проявляли терпение, уважение к их доводам и аргументам;

– будучи неправыми, дети, обычно убеждены, что правы именно они, а родители не могут или не хотят их понять.

6. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом, скорее, правы дети.

– родители занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из-за желания добра детям;

– родители проявляют нервозность, вспыльчивость, нетерпимость к иному мнению, бестактность, отсутствие общей культуры, эмоциональную глухоту.

– такое поведение вызывает протест и многолетнюю детскую обиду со стороны детей

7. Обоюдная неправота родителей и детей.

– накопившиеся обиды детей переходят из стадии «хранения в себе» сначала в эпизодические столкновения, а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, – в постоянные, все более расширяющиеся конфликты;

– обе стороны устают от бесполезных дебатов и взаимных упреков;

– постепенно утрачивается способность слушать и понимать друг друга.

8. Различные взаимоотношения с отцом и матерью.

– у родителей нет единства действий в воспитании детей.

– различия у родителей в содержании требований, тона их выражения, характера поощрений и наказаний детей и выражении своих чувств,

– характер взаимоотношений с детьми может быть от потребности ребенка в общении с одним из родителей до полной отчужденности с другим.

9. Полное взаимное отчуждение и враждебность.

Типичные причины семейной трагедии.

1. Педагогическая несостоятельность родителей. Родители приступает к воспитанию детей, не имея представления как надо воспитывать, т.к. они сами воспитывались в семье, в школе и других учебных заведениях, то у них создается иллюзия осведомленности касательно процесса воспитания.

2. Жесткие методы воспитания, в результате дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми способами стараются спастись от них.

3. Воспитание из ребенка кумира семьи, задобренного, заласканного, капризного, плаксивого, эгоистичного человека.

7.12. Семейные конфликты.

Семейный конфликт[77]ситуация неразрешенного противоречия, в которой члены семьи испытывают острые эмоциональные переживания, находятся в состоянии психологического дискомфорта и пытаются решить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссными путями и методами.

7.12.1. Причины возникновения конфликтов.

• эгоизм одного или обоих супругов;

• завышенные материальные потребности одного или обоих супругов;

• завышенная самооценка одного или обоих супругов;

• несовпадение представлений супругов о роли мужа, жены, матери, отца, главы семьи;

• неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, с друзьями и знакомыми;

• несовпадение взглядов на ведение домашнего хозяйства;

• несовпадение взглядов на воспитание детей;

• различие в типах темпераментов супругов и неумение учитывать это во взаимоотношениях.

7.12.2. Виды конфликтов.

1. Конструктивные – в результате их разрешения отыскивается взаимоприемлемое решение проблемы.

2. Деструктивные – сохраняются напряженность, сознание неизбежности дальнейших конфликтов, досада.

7.12.3. Этапы развития конфликта

7.12.4. Рекомендации к разрешению конфликта.

При разрешении конфликта выделяют следующие рекомендации:

– не сосредоточиваться на обсуждении того, кто прав, кто виноват, на личных качествах друг друга;

– спокойно анализировать именно внешнюю, предметную сторону ситуации;

– стараться не перейти эмоциональную грань, за которой конфликт может стать необратимым;

отделять суть проблемы от ее эмоциональной окраски;

– привлечение независимых членов, способствующих в разрешении;

– стараются прийти к компромиссу.

Важное воспитательное значение в семье имеет авторитет взрослых.

Авторитет (от лат. auctoritas — власть, влияние) – общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте (Авторитет родителей, врачей и т. д.)[78]

Требования к авторитету родителей:

– требовательности и доброте,

Читать еще:  Любовный заговор сильный на парня. Любовная магия - заговоры бесплатно. Любовный заговор на суженого

– открытости и соучастии во всех делах,

– доверии и ответственности,

– внимании к детям и их жизни.

Виды ложных авторитетов.

«авторитет подавления» – родители по каждому поводу раздражаются, на вопросы ребенка отвечают грубостью, вину сопровождают наказанием, дети стараются держаться подальше от родителей, появляется детская ложь, трусость, воспитывается в ребенке жестокость;

«авторитет расстояния» – родители убеждены, что детей следует держать на расстоянии, поменьше с ними разговаривать, изредка только выступая перед ними в качестве начальства: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли, о которых дети не должны знать;

«авторитет чванства» – родители считают, что они самые главные, заслуженные, постоянно говорят о своих достоинствах, высокомерно относятся к другим людям, в том числе и к детям, поэтому такое же поведение повторяют и их дети.

«авторитет педантизма» – родители уверены в том, что дети должны выслушивать каждое их слово с трепетом, больше всего они боятся, чтобы дети не подумали, что они могут ошибаться. Даже если родители неправы все равно настаивают на своем. (Сказали – значит, так и будет!)

«авторитет резонерства» – родители достают ребенка бесконечными поучениями и назидательными разговорами, изо всех сил стараются быть непогрешимыми, однако эмоциональная жизнь ребенка протекает сама собой, без их участия;

«авторитет любви» – нежные слова, ласки, признания в любви родители проявляют в избыточном количестве, следят за выражением детских глаз и требуют любви и нежности, если ребенок не слушается, то у него спрашивают, почему он не любит родителей. Ребенок с малых лет начинает понимать, что к людям нужно приспосабливаться, подыгрывать извлекать из этого выгоду, – в результате он приучается к интригам и манипулированию чужими чувствами;

«авторитет доброты» – родители пытаются добиться детского послушания с помощью своей уступчивости и мягкости, готовы жертвовать чем угодно, все разрешают детям, им ничего не жаль. В такой семье дети начинают командовать, добиваясь своими капризами исполнения любых своих желаний, если иногда родители могут, пытаются оказать небольшое сопротивление, но чаще всего это не дает никакого результата;

«авторитет дружбы» – дети начинают потешаться над старшими, над родителями, поучать их на каждом шагу, упрекать, что они все делают не так, как надо, дружба рано или поздно пропадает, так как невозможна без взаимного уважения;

«авторитет подкупа» – послушание покупается подарками, что делает детей, лицемерными и меркантильными. Дети рассказывают о своих делах только в выгодном для них свете, чтобы родители оплатили их хорошие поступки, – негативное они утаивают, становясь все более неискренними и расчетливыми.

7.13. Психологический контакт между родителями и детьми

Контакт – минимально необходимое условие общения. Критерием установления контакта является наличие обратной связи, т.е. взаимообусловленный и взаимопонятный обмен действиями.[79]

Психологический контакт достигается искренней заинтересованностью во всем, что происходит в жизни и душе ребенка.

Рекомендации родителям для построении психологического контакта с детьми.

Выделяют следующие рекомндации:

♦ принять ребенка таким, каков он есть, признать его право быть не похожим на других, помнить об его индивидуальности, быть осмотрительными при высказывании оценок в адрес ребенка, стараться не давать резких и частых негативных оценок его личным качествам, делать акцент на положительном;

♦ по мере взросления ребенка признать его право на возрастающую самостоятельность, на приобретение своего собственного опыта;

♦ дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его поступков, логически разъяснять причину таких последствий;

♦ признать право взрослеющего ребенка на проявление симпатии и установление эмоциональных контактов вне семьи, сдерживать свою «родительскую ревность»;

♦ не впадать в состояние «слепой любви» к ребенку, дать возможность развиваться его самостоятельности;

♦ остерегаться проявлений «родительского эгоизма» – желания «сделать» из своего ребенка лучший вариант самих себя, воплотить непременно в ребенке то, что у самих не сбылось;

♦ проявлять постоянство по отношению к ребенку;

♦ стараться культивировать в семье диалог, совместное рассмотрение ситуаций, проблем, целей;

♦ чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

♦ расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

♦ на личном примере создавать у ребенка правильное представление о системе жизненных приоритетов, о модели системы внутрисемейных отношений.

В заключение отметим, что современные задачи, решаемые российским обществом, требуют от выпускников высших учебных заведений овладения психолого-педагогическими технологиями их практического выполнения. Решение многих вопросов профессиональной деятельности зависит от уровня усвоения теоретических и прикладных компонентов психологии и педагогики.

Аксиологический принцип в педагогике.

Аксиология – философское учение о ценностях.

46.175.165.49 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Стиль взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей

Каждая семья обладает целым комплексом психологических особенностей. Но общей для всех семей является, как правило, ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений. Именно высокая степень эмоциональной близости – это особое качество настоящей, крепкой семьи.

Современная многоступенчатая семья может успешно выполнять свои функции, если в ней будут гармонично сочетаться психологические особенности членов семьи всех поколений, благодаря чему они смогут заниматься формированием личности детей.

Семейные отношения – это система взаимных требований и ожиданий, которые ориентированы во всех направлениях – и от старших к младшим членам семьи, и от младших к старшим.

Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей.Например, А. Болдуин выделяет два стиля:

1) демократический, который характеризуется высокой степенью вербального общения родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;

2) контролирующий, предполагающий существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных.

Приведем другую классификацию стилей взаимоотношений в семье– авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей. При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружбы. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Чаще это слепое послушание основано на опасении быть наказанным. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Именно в таких семьях подростки чаще всего вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

При демократическом стиле взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с взаимоотношениями демократического стиля дети являются полноценными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их дурных и хороших поступков. Взрослые постоянно обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его мнение. Вместе с тем дети достаточно хорошо знают значения слов «нельзя», «нужно». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Постепенно у детей формируются инициатива, находчивость, творческий подход к порученному делу. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

Однако бывает, что в семье внешне сложился демократический стиль воспитания, но он не дает нужного эффекта, так как родители нарушают важнейшие педагогические принципы, например им не удается определить в той или иной ситуации меру требовательности, организовать правильный режим дня детей или создать условия для посильного трудового вклада детей в жизнь семьи; они бывают непоследовательными в требованиях или у них нет единого подхода к каким-то семейным делам.

Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты.

ВАРИАНТ А. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.

Такие отношения характеризуются, прежде всего, общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях, умением родителей чутко понять мир ребенка и его возрастные запросы, их глубокой родительской привязанностью, постоянной готовностью к взаимопомощи, сопереживанием, умением быть рядом во время жизненных невзгод.

Читать еще:  Как сохранить и поддержать отношения на расстоянии. Как сохранить любовь на расстоянии: советы психологов

ВАРИАНТ Б. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими чувствами и переживаниями, но это не является взаимной потребностью.

Для этого варианта характерна менее полная степень контактов. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи нарушены, наметилась еле ощутимая трещинка во взаимоотношениях родителей и детей. Наиболее типичными причинами такого явления могут быть следующие:

– некоторые расхождения между характером требований родителей и их личным поведением;

– недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в некоторых конкретных ситуациях, недостаточная степень их объективности по отношению к своим детям;

– возможность того, что родители психологически не «поспевают» за динамизмом, быстротой развития детей.

Подобные, пока еще едва заметные признаки ухудшения во взаимоотношениях с детьми дают родителям повод для серьезных размышлений.

ВАРИАНТ В. Скорее родители стараются вникать в интересы и жизнь детей, чем дети сами делятся с родителями.

Это – наиболее странные, на первый взгляд, отношения между родителями и детьми. Родители стремятся вникать в жизнь детей из самых добрых и искренних чувств любви и внимания. Родители мечтают и надеются оградить детей от неприятностей, предостеречь от опасностей, осчастливить их. Дети это понимают, но не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей разбиваются в этом случае о низкую педагогическую культуру их осуществления. Желания родителей помочь своим детям, их искренний интерес к ним не всегда сопровождаются умением войти в мир детей без нажима и навязывания своих взглядов, без нервозности и предубеждений.

ВАРИАНТ Г. Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей.

Такой вариант отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими взаимоотношениями. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у последних чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители все же остаются их искренними доброжелателями.

ВАРИАНТ Д. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом родители, скорее, правы.

Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда те еще не могут в полной мере оценить опыт родителей, их усилия, направленные на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, идущие во вред учебе, здоровью, временные увлечения детей, а в некоторых случаях – аморальные поступки. Вполне естественно, что родители бывают крайне обеспокоены всем, что может нанести детям моральный и физический вред. Исходя из своего жизненного опыта, взглядов они стараются объяснить возможные последствия такого поведения, но наталкиваются нередко на непонимание, неверие, сопротивление. Важно, чтобы родители всегда стремились глубоко разобраться в стремлениях детей, проявляли терпение, уважение к их доводам и аргументам, так как дети, даже будучи неправыми, обычно бывают искренне убеждены, что правы именно они, а родители не могут или не хотят их понять.

ВАРИАНТ Е. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом, скорее, правы дети.

В этом случае родители занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Но эти ситуации вызываются личными недостатками родителей, которые не имеют возможности или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг с другом и с детьми. Это часто проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к пьянству. Это вызывает резкий протест со стороны детей. Острые ситуации вызываются также педагогической бестактностью родителей, которая усугубляется часто отсутствием общей культуры. Острые конфликты могут возникать из-за эмоциональной глухоты родителей, так как дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, не понятых взрослыми. Конфликты, в которых правы дети, чреваты особыми последствиями – многолетней детской обидой, способной вызвать разобщенность детей и родителей.

ВАРИАНТ Ж. Обоюдная неправота родителей и детей.

Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии «хранения в себе» сначала в эпизодические столкновения, а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, – в постоянные, все более расширяющиеся конфликты. Обе стороны устают от бесполезных дебатов и взаимных упреков, постепенно утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

ВАРИАНТ 3. Различные взаимоотношения с отцом и матерью, или «кого ты больше любишь?»

В большинстве семей у родителей нет необходимости в полном единстве действий в воспитании детей. Это касается и содержания общения, и содержания требований, и тона ихвыражения, и характера поощрений и наказаний, и выражения своих чувств, и т. д. Когда отношения у отца и матери к детям складываются совсем по-разному, то суть и характер их взаимоотношений с детьми могут быть самыми различными: от потребности ребенка в общении с одним из родителей до полной отчужденности с другим. Это тот случай, когда необходимо вспомнить, что единство установок и отношений – это азбучная истина педагогической культуры родителей.

ВАРИАНТ И. Полное взаимное отчуждение и враждебность.

Можно выделить несколько наиболее типичных причин этой семейной трагедии.

1. Педагогическая несостоятельность родителей. Значительное число родителей приступает к воспитанию, не имея об этом сложнейшем и ответственном деле ни малейшего педагогического представления. И поскольку они сами воспитывались в семье, в школе и других учебных заведениях, то у них создается иллюзия осведомленности касательно процесса воспитания. Об этом парадоксе К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким».

2. Жесткие, почти варварские методы «псевдовоспитания», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми способами стараются спастись от них.

3. Сотворение из ребенка кумира семьи, задобренного, заласканного, капризного, плаксивого эгоиста и в результате – эгоцентричного и бессовестно-равнодушного человека.

Дата добавления: 2014-12-01 ; просмотров: 5875 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Различные типы взаимоотношений в семье

По сети бродит народная мудрость: семья – это маленькая страна, в которой ПАПА – президент, МАМА — министр финансов, министр здравоохранения, министр культуры и чрезвычайных ситуаций в семье. ДЕТИ – это народ, который постоянно что-то требует, возмущается и устраивает забастовки. Как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Действительно ли эта формула семейных отношений подходит для большинства людей или не такая уж она и обобщающая, как нам кажется? И какая же характеристика взаимоотношений в семье в таком случае будет эталонной?

Говорят, что каждая из счастливых семей несчастлива по-своему. Ведь и правда, существуют некоторые характеристики семейных взаимоотношений, благодаря которым, мы чувствуем себя в кругу своих родных людей спокойно и гармонично. Однако, может быть и по-другому. Бывают случаи, когда люди, призванные стать самыми близкими, становятся причинами постоянного стресса и неудовлетворенностью жизнью.

Различные характеристики отношений в семье, как между супругами, так и между родителями и детьми, действительно имеют место. Поняв механизм их действия и разобравшись, в каком виде взаимоотношений пребывает отдельно взятая проблемная семья, можно попытаться найти выход и устранить проблему.

Характеристики семейных взаимоотношений

Какие бывают характеристики взаимоотношений в семье?

Выделим 7 основных типов и рассмотрим каждую из характеристик в отдельности:

Традиционная семья

Это идеальный тип взаимоотношений. Он довольно гармоничен и основная его характеристика — стабильность. Здесь царит любовь, уважение и взаимопонимание. Супруги едины во взглядах на жизнь. Нельзя сказать, что в таких семьях не бывает разногласий, однако, все шероховатости и углы тут сглаживаются спокойно и к обоюдному удовольствию. Такие слаженные взаимоотношения мужа и жены — результат их глубокого уважения друг друга и заботы. Подобные семьи чаще всего долговечны и причин тому – масса. Главная – это позитивный пример семьи в которой выросли будущие супруги. Как показывает статистика, ребенок, выросший в полноценной семье, где преобладает любовь и согласие, подсознательно проецирует такие взаимоотношения и в свою будущую семью.

Естественно, что большинству хотелось, чтобы в их семьях характеристика взаимоотношений была именно такой, как выше описано. Однако это удается далеко не каждому. К сожалению, традиционная семья, как вид взаимоотношений в чистом виде, встречается все реже.

Читать еще:  Микротоки для лица: показания и противопоказания, описание процедуры и результат. Микротоковая терапия

Родительско-детские

Когда один из супругов, неважно муж либо жена, как правило, гораздо старше своего партнера. Причем возрастной интервал между мужем и женой может мыть самым разным от семи, до двадцати и более лет. Один из супругов строит свое поведение с позиции ребенка, безответственного и капризного, а другой — его балует, опекает, заботится, но и контролирует, воспитывает, делая всевозможные замечания. Один из пары в роли «взрослого» возлагает на себя все обязанности по решению большей части житейских проблем, начиная от финансового обеспечения заканчивая любыми организационными вопросами.

Как правило, такая характеристика взаимоотношений присуща совсем молоденьким женам и их состоятельным мужьям зрелого возраста, либо же, в случае, когда в союз вступают слабые, инфантильные и несамостоятельные юнцы с более зрелыми доминирующими женщинами, привыкшими «весь воз тащить на себе».

Такие взаимоотношения могут безоблачно длиться довольно долго. Разрушаться эта идиллия будет только в случае, когда супруг – «ребенок» начнет «взрослеть». Ему постепенно станет в тягость чрезмерная опека и постоянный контроль. Доминирующий партнер будет вызывать только раздражение. Что приведет к краху таких взаимоотношений.

Классическая тирания

В семьях такого типа существует только одна личность – сильного и властного супруга — тирана. Интересы и потребности остальных членов семьи в расчет не берутся, границы их личностей как бы смазываются, подчиняясь требованиям тирана-диктатора.

Доминирующий супруг или супруга будет контролировать каждый шаг любого из членов семьи, указывая домашним, как себя вести, что делать, как распланировать свой день. Тиран методично и не без удовольствия указывает остальным на их недостатки. Он единственный распоряжается семейным бюджетом, указывая своей второй половине, как зарабатывать деньги.

В таких семьях довольно часто встречается и рукоприкладство. Далеко не каждый может долгое время чувствовать себя комфортно при таком семейном укладе. Классическая тирания в норме может существовать лишь на начальном этапе взаимной влюбленности и как долго будет продолжаться такой тип взаимоотношений зависит от большого количества факторов.

Взаимоотношения — «зависимость от зависимости»

Встречаются, когда в семье есть алкоголики, наркоманы, игроманы и другие зависимые категории людей. В этом случае, зависимый человек подчиняет себе всех членов своей семьи, совершенно не думая об их потребностях и желаниях. Созависимые в этой семье занимаются только решением проблем зависимого. Пытаясь из последних сил вытащить его из пропасти, спасти от пагубной страсти, они бессознательно полностью лишают себя нормальной жизни, жертвуют своим благополучием.

В таких семьях также может встречаться рукоприкладство, вплоть до трагического финала. Семья в таких случаях может сохраниться лишь тогда, когда у зависимого человека появится серьезная причина раз и навсегда победить свою страсть. Счастливое разрешение таких историй встречаются нечасто. Обычно, семьи разрушаются, когда терпению созависимого супруга приходит конец.

«Каждый сам по себе» или разобщенная семья

Такие семьи иногда кажутся постороннему глазу весьма благополучными. Тут очень четко распределены границы между супругами. Каждый из них, практически, живет своей отдельной, независимой от партнера жизнью, не посягая на интересы и свободу другого. Чаще всего, это пресловутый «гражданский брак» или гостевой брак, где один партнер, скорее женщина, считает себя замужней, а второй — мужчина, считает себя свободным. Реже – наоборот. Муж и жена могут жить отдельно друг от друга, в разных городах, даже в разных странах.

Такие семьи могут существовать довольно долгое время, но и этим взаимоотношениям приходит конец. Причин разрыва — множество. Чаще всего, происходит изменение в мировоззрении одного из партнеров и с его стороны меняется характеристика их так называемого «брака». Безусловно этот партнер будет пытаться переубедить свою половину пересмотреть свои убеждения и взглянуть на их семью через призму его новых ценностей. Однако, этому не всегда сопутствует сохранение семьи.

Дружеские взаимоотношения (братско-сестринские)

Звучит, многообещающе, однако, такие семьи не реже остальных обречены на разрыв. Казалось бы, у мужа и жены прекрасное взаимоуважение, общие интересы, какая-то общая работа или цель, к которой они идут. Они неплохо способны понять друг друга без слов. Но, братско-сестринские отношения исключают между партнерами взаимное притяжение, плотскую страсть. Тут нет места для секса. Поэтому крах в такой семье чаще наступает, когда один из супругов находит человека, который вызывает в нем бурю эмоций, сексуальное желание, которое нынешний партнер не способен был вызвать.

Отношения «Фейерверк»

Тут оба супруга довольно эмоциональные личности и не лишены артистических способностей. Муж и жена постоянно соперничают друг с другом. Эта семья – вулкан или итальянская la famiglia. В этих отношениях никто не желает уступать. Как поет Святослав Вакарчук: — Я не сдамся без боя! Здесь все проблемы и недопонимания решаются путем громких скандалов. Бурными выяснениями отношений напоказ их не удивишь. Любые «сцены у фонтана» тут становятся достоянием соседей и выносится на их строгий и не всегда объективный суд.

Однако, после бурной ссоры наступает такое же эксцентричное примирение. Муж и жена получили неплохую эмоциональную разрядку, как говорится, проорались, выплеснув свой негатив. И теперь, как ни в чем не бывало, они готовы жить себе дальше, до новой ссоры, которая не заставит себя долго ждать. Самое интересное, каждый из партнеров считает свою семью вполне благополучной и не жалуется на горькую судьбу.

Долго ли может просуществовать такая семья? Да, довольно долго. Оба супруга, как бы подпитывают друг друга своими эмоциями и живут себе вполне гармонично, как им кажется, однако, тут стоит спросить мнения их соседей, которые кем только не выступают: зрителями, третейскими судьями, громоотводом и скорой помощью вместе взятыми. Не устали ли эти несчастные выносливые люди, которые вынуждены терпеть весь этот фейерверк эмоций? И не захотят ли они однажды больше не встревать в эти бурные выяснения отношений, спасая одного из супругов от другого, дав им либо все же помириться самим, либо поубивать друг друга, что бы наконец-то наступила долгожданная тишина в их доме?

Типы взаимоотношений и их влияние на детей

Каждая из характеристик семейных взаимоотношений, естественно, накладывает свой отпечаток на душевно – психическое, нравственное и умственное развитие ребенка, который растет и развивается в семьях с вышеизложенной классификацией.

В семьях с любыми дисгармоничными признаками высока вероятность того, что эти особенности ваших взаимоотношений нанесут серьезный вред психоэмоциональному и нравственному развитию вашего ребенка. Его и без того хрупкая детская психика будет искажаться под влиянием нездоровых отношений в семье, претерпевая чаще непоправимые последствия и нанося вашему чаду серьезные психические травмы.

Так у ребенка, выросшего в семье тирана, могут развиваться склонности к садизму, психическим расстройствам различной классификации. В то время как, в традиционной семье, где взаимоотношения, близки к идеальным, как правило, вырастет спокойный, уравновешенный ребенок, с нормальной самооценкой, который впоследствии разовьется в успешную самодостаточную личность.

Зависимость характеров от среды воспитания

Среди факторов, влияющих на жизнеспособность семьи и благополучное ее существование, выделяются: уровень воспитания, образованности партнеров, привитые жизненные ориентиры, нравственные убеждения и принципы, то есть те характеристики, который муж и жена получают от своих родителей, являющихся примером для них. От того, совпадают ли все вышеуказанные условия зависит возможность семьи к движению в одном направлении, к конструктивному решению конфликтных ситуаций, к ее гармоничному существованию и развитию.

Как правило, почти ни один из выше описанных типов семейных взаимоотношений не встречается в природе в кристально чистом виде. Так к характеристике традиционной семьи часто подмешаны братско-сестринские взаимоотношения, а созависимые взаимоотношения, встречается, что в довесок отравлены проявлениями тирании. Это естественно усложняет задачу психолога, которому предстоит решать проблему корректировки взаимоотношений отдельно взятой семьи. Усложняет, но не делает невозможным. Поэтому ради гармоничного и комфортного существования ваших взаимоотношений можно и нужно обращаться к грамотному специалисту. Как говорится, дорогу осилит идущий. Поэтому, распознав в своем семейном союзе тревожные признаки дисгармонии, постарайтесь бросить все силы, чтобы вывести ваши отношения на уровень счастливой. Да, это дело не простое, но игра стоит свеч.

Источники:

http://studopedia.ru/2_74122_osobennosti-stiley-vzaimootnosheniya-roditeley-i-detey.html
http://helpiks.org/1-10100.html
http://netrazvodam.ru/krizis-otnoshenij/vzaimootnosheniya-v-seme-harakteristiki.html

Ссылка на основную публикацию