Ценностное отношение к здоровью. Понятие «ценностное отношение к здоровью» в психолого-педагогической литературе

Понятие «ценностное отношение к здоровью» в психолого-педагогической литературе

Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное отношение» попытаемся дать определение основным понятиям «ценность», «отношение», «здоровье». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение».

Среди педагогических трудов известны такие, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на неё как на Н.К.Гончарова, М.А.Данилова, Ф.Ф.Королёва, Л.А.Занкова и др).

И.Ф. Харламов трактует понятие «отношение» как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии [45, с.55].

Отношение личности к людям, пишет С.А.Козлова, характеризуется оценкой соответствия конкретных моральных проявлений окружающих людей общим нравственным нормам [14].

Однако, несмотря на широкую распространённость понятия «отношение» в педагогических работах, теоретическое и экспериментальное исследование отношений личности в настоящее время затруднено тем, что в научных трудах недостаточно отчётливо определена и раскрыта терминология отношения, а также не всегда ясно, какие характеристики личности можно рассматривать как отношение.

Одни считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлением экономических отношений (Г.М. Гак). Придерживающиеся другой точки зрения считают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания (В.Н. Купцов). Третьи рассматривают отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного» (О.Г.Дробицкий, А.Г.Здравомыслов), которое необходимо трактовать как единство объективного содержания и субъективной формы, так как объективно существующие потребности – это материальные основы отношения личности, а само отношение всегда оформлено в сознании. Эта точка зрения наиболее полно определяет природу отношения личности и позволяет рассматривать его существенные стороны.

Мы полагаем, что характеристика отношений личности будет неполной, если не рассматривать её как предмет изучения философской и психологической наук.

Под отношением в философии понимается способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в чём–либо, значимости чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго. В философии понятие «ценность» близко понятию «значение». Конкретное значение объекта, или его свойств возникает тогда, когда субъект вступает во взаимодействии с объектом, вовлекая его в материальный или духовный мир человеческой деятельности [33, с.10].

В философии отношение характеризуется наличием стремления личности, его активности. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение [11, с.215].

Кроме того, в философии и психологии отношение рассматривается во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслом жизни, ценностными установками и ценностными ориентациями личности. Характер данной взаимосвязи позволяет объяснить поведенческие реакции человека [26,31,43].

В разработанной А.Н.Леонтьевым теории представлена концепция о личностном смысле деятельности, смыслопорождении, где отношение трактуется как «субъективно устанавливаемая и личностно переживаемая связь между людьми, предметами и явлениями, окружающими человека, как текущих, так и бывших или предполагаемых событий». Содержанием такой связи является смысл как фундамент личности [21].

Я.Л.Коломинский отмечает, что отношение – это «особая» внутренняя реальность, которая представляет собой отражение в мыслях и переживаниях субъекта других людей, а в общении – «процессы словесного и несловесного взаимодействия, в которых проявляются, закрепляются и развиваются отношения» [17].

Определение структуры отношений дано в исследованиях А.А.Бодалёва, Я.Л.Коломинского, Б.Д.Парыгина, С.Л.Рубинштейна. Авторы выделяют три основных компонента отношений: а) гностический (когнитивный или информационный); б) аффективный (эмоциональный, мотивный); в) поведенческий (практический).

Определяя структуру отношений, С.Л.Рубинштейн выделяет содержательный компонент отношения, который основан на информации из окружающей действительности и является значимым для человека, и без которого невозможна ориентация и адаптация в нём, составляет задачу воспитания особого ценностного сознания [6].

Таким образом, вопрос об отношении человека к действительности неразрывно связан с таким понятием как ценность. Ценность – это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии личности (А.М.Коршунов, В.П.Тугаринов).

В.П.Тугаринов называет ценностями те явления или свойства явлений, которые найдены полезными, нужными, приятными и т.д. с точки зрения потребностей, интересов и целей людей [36].

В некоторых исследованиях отмечается, что ценность – это не предмет, не вещь, не их свойства, а некий род человеческой мысли (А.И.Титаренко).

Под ценностями подразумевается также общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном, идеалы, нормы и принципы действия (О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов).

Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»…, но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»…, когда само отношение выступает в качестве ценности. Ценностное отношение – это субъективное отражение объективной действительности. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления [31].

Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Отношение в целом отражает многообразие связи человека с миром.

Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личного отношения к ним человека. Появление отношения, порождает субъективное значение (личностный смысл) объективных значений [7, 31, 36].

Ценностное отношение имеет целостную структуру и существует в качестве проективной реальности, которая связывает индивидуальное сознание с общественной, субъективную реальность с объективной [31, с. 118].

Познание личностью ценности объектов социальной действительности предполагает наличие у неё определённого способа социальной ориентировки в каком-либо виде или группе ценностей. Способ социальной ориентировки, в свою очередь, является внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности. По характеру и направленности этих предпочтений можно определить и особенности её ценностных отношений (И.В.Дубровина).

Ценностное отношение представляет собой одновременно и процесс восприятия, объяснения и понимания мира через призму ценностей, и результат этого процесса как установку, позицию субъекта по отношению к определённым объектам как к личностным ценностям (В.В.Гречаный, А.И.Титаренко).

Прежде чем определить понятие «ценностное отношение к здоровью», выделим несколько концептуальных подходов к определению понятия «здоровье».

Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации (Г.С.Никифоров). При таком подходе нормальное функционирование организма в целом является одним из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего состояния.

Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов (Ю.Ф.Змановский).

Читать еще:  Стоит ли начинать отношения? Стоит ли вновь начинать отношения с бывшим

И.И.Брехман определяет здоровье, как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации [5, с.100].

В.П.Петленко предлагает понятие здоровья как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды [12,с.100].

Из приведённых определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье человека определяется не только отсутствием нарушений в организме, но и состоянием психических, когнитивных процессов, отражает способность адаптироваться к социальным условиям жизни.

В основе нашей работы лежит концепция, согласно которой здоровье понимается как базовая ценность человека (В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егорова, Ю.Ф.Змановский).

В структуре здоровья выделяют следующие компоненты: духовно-нравственное, личностное, социальное, интеллектуальное, эмоциональное, репродуктивное, физическое. Все компоненты взаимосвязаны друг с другом и формируют единый процесс здоровья [16].

Духовно-нравственное здоровье – это, прежде всего сила духа человека и иерархия его жизненных ценностей, на основе которой формируется индивидуальная программа жизнедеятельности.

Личностный (психологический) компонент здоровья определяется местом здоровья и духовных ценностей в системе жизненных ценностей, способностью осознать себя личностью, адекватной своему биологическому возрасту и полу, сформированностью умений самоанализа, самоконтроля, самовоспитания, планирования и прогнозирования. Стремление человека к развитию, к удовлетворению более высоких потребностей рассматривается как признак психического здоровья.

Когнитивный (интеллектуальный) компонент здоровья отражает способность человека мыслить позитивно, принимать адекватные решения, выделять главное, находить недостающую информацию.

Эмоциональное здоровье – это эмоциональная устойчивость, способность противостоять стрессам, адекватно оценивать эмоции окружающих, проявлять свои эмоции и управлять ими.

Социальное здоровье определяется социальной активностью, высокой коммуникативностью, широким кругом общения и т.п.

Физическое здоровье естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют возрастно-половой норме, являющееся выражением взаимодействия всех органов и систем, динамическим равновесием с окружающей средой.

Исходя из определения понятий «здоровье» и «ценностное отношение», мы определили содержание понятия «ценностное отношение к здоровью» как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.

Исходя из вышеизложенного, ценностное отношение к физическому здоровью можно определить как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения) (авторское).

Ценностное отношение к психическому здоровью – это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в позитивном мышлении и положительном представлении о самом себе (авторское).

Ценностное отношение к социальному здоровью – это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта общаться с другими людьми и в умении поддерживать хорошие взаимоотношения (авторское).

Особенности воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста будут рассмотрены в следующем параграфе.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема

Дата публикации: 19.08.2014 2014-08-19

Статья просмотрена: 4252 раза

Библиографическое описание:

Нефедова А. С., Сахарова Н. А. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 274-276. — URL https://moluch.ru/archive/72/12349/ (дата обращения: 13.10.2019).

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей государственной политики в сфере образования и воспитания. Предметом общественноcти в последнее время стало резкое ухудшение состояния здоровья населения, особенно детского. В сложившейся ситуации существует необходимость реализации системного подхода к формированию здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях. Сегодня проблема здоровья порастающего поколения переходит в иную плоскость и становится комплексной, опираясь на различные методологические подходы: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, деятельностный, охватывая духовно-нравственный, социальный, психологический и биологические аспекты.

На сегодняшний день большая часть молодежи страдает инфантилизмом — у них не сформировано ценностного отношения к своему здоровью. В связи с этим, наблюдается постоянный рост нервно-психических нарушений, пристрастие к алкоголю и наркотикам. Такую ситуацию можно предотвратить, заблаговременно у ребенка сформировать иерархию ценностей. В системе общечеловеческих жизненных ценностей — здоровью, являющемуся общественным и индивидуальным достоянием, принадлежит первостепенное основополагающее место. В педагогических работах В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, С. И. Гессена, Я. А. Коменского, П. Ф. Лесгафта, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. уделяется важное внимание вопросам сохранения и укрепления здоровья ребенка. Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать уже на начальном этапе школьного обучения, так как в этот период дети особенно восприимчивы к воспитательным воздействиям. Это связано с интенсивным социальным развитием психики и ее основных подструктур, изменением образа жизни детей, новыми интересами и обязанностями, потребностями, важнейшей из которых становится потребность в обучении, приобретении новых знаний, умений и навыков (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). В психологии данная проблема изучается с позиций: установления его определяющих характеристик (Г. Л. Билич., B. П. Казначеев, С. Я. Чикин); конкретизации содержательных особенностей его уровней и разновидностей — психического (А. Маслоу, В Франкл. и др.), психологического (И. В. Дубровина, О. Хухлаева. и др.), профессионального (П. А. Пономаренко и др.); нахождения причин, влияющих на снижение его уровня у школьников (М. В. Антропова, В.М Зубкова, A.A., Сычев и др.), поиска подходов к его обеспечению, начиная с ранних лет жизни (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев и др.). В качестве важнейшего фактора здоровья авторами (И. В. Журавлева, В. Н. Мясищев, A. A. Реан и др.) называют ценностное к нему отношение. Изучению проблемы ценностного отношения к здоровью посвящены исследования Т. В. Белинской, В. Н. Беленова, B. C. Кучменко и др.

К сожалению, для большинства детей здоровье не является ценностью, а следовательно, отсутствует достаточная мотивация по формированию и ведению здорового образа жизни, и молодежь не рассматривает свое здоровье как личностную и социальную ценность. Сегодня науке известно, что повышение уровня здоровья связано, в первую очередь, не только с развитием медицины, но и с сознательной разумной работой самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по превращению здорового образа жизни в составляющую образа «Я», для чего необходима переориентация личности с лечения болезней на воспитание здоровья. Ученые Н. В. Антропова, С. М. Громбах, Г. К. Зайцев и др. выделяют следующие факторы психолого-педагогического процесса, которые негативно влияют на здоровье учащихся: завышение объема учебной нагрузки и ее несоответствие индивидуальным возможностям учащихся, интенсификация учебного процесса и несоблюдение физиолого-гигиенических требований к его организации, сокращение необходимого объема суточной деятельной активности и безразличное отношение школьников к своему здоровью. В связи со сложившимися обстоятельствами, одна из важных задач общеобразовательных учреждений — воспитание потенциально активной личности, сочетающей нравственность, разум, психическое и физическое здоровье. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как она связана с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, т. е. в результате ценностного отношения. Ценностные отношения не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности. Чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает тот или иной предмет (явление) для субъекта. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке.

Читать еще:  Как наладить контакт с дочерью. Как наладить отношения со взрослой дочерью молитва

Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Ученые предлагают 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический; 2) социальный; 3) личностный, психологический. Поэтому здоровье выступает основой жизни человека. [1, с.35] Это не самоцель, а необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных целей и смыслов. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны осознаваться. Это осознание происходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания», закрепляется в ходе выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений и здоровьеформирующей практической деятельности, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к здоровью. Эмоционально-чувственное отношение создает тот фон, на базе которого формируются потребности и мотивы, предопределяющие психологическую готовность к здоровьеформирующему типу деятельности, развивается способность личности к анализу собственного поведения в социоприродной среде к объективной самооценке, происходит экстериоризация знания и его практическая реализация, следовательно, идет созидание здоровьетворящего мышления. В этой связи значительно возрастает роль педагога, как центральной фигуры в воспитании нового человека, носителя и проводника социальных ценностей, поскольку именно педагогическими средствами возможно формирование у учащейся молодежи ценностного отношения к здоровью, мотивации на здоровый образ жизни.

Для улучшения здоровья необходимы не только медицинские нововведения, но и изменения на уровне образовательных учреждений, задачами которых должны быть: использование здровьесберегающих технологий образования и формирование правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентация школьников на здоровый образ жизни; интеграция медико-биологического, социального и психологического знания, ориентированного на духовно-нравственное становление личности ребенка. [3, с.190].

Педагогическими условиями формирования ценностного отношения к здоровью являются: создание ценностно-ориентационного пространства здорового образа жизни; направленность физического воспитания на формирование потребности в здоровье и мотивов здорового образа жизни; расширение содержания физического воспитания за счет валеологических, психологических, педагогических знаний, умений и навыков; учет возрастных различий, а также общих закономерностей развития отношения к здоровью при организации психолого-педагогического процесса; организация личностно-ориентированного физического воспитания с учетом характеристик личностного отношения к здоровью; стимулирование оздоровительной активности; единство и взаимосвязь развития всех компонентов ценностного отношения к здоровью.

В структуре ценностного отношения к здоровью школьников ученый Е. Н. Сухомлинова [4] выделяет когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Показателями когнитивного компонента являются: полнота и адекватность представлений о своем здоровье, о ценности здоровья в целом, о путях организации здорового образа жизни; познавательная активность в сфере здоровья. Когнитивный компонент ценностного отношения школьников к здоровью объединяет в себе понимание ими сущности и значимости здоровья на всех уровнях организации человека, а также наличие у них готовности к непрерывному поиску, получению, обработке и применению информации относительно общих вопросов здоровья, состояния собственного здоровья и способов реализации здорового образа жизни. Эмоционально-оценочный компонент ценностного отношения к здоровью содержит определенную аффективную окраску их позиции относительно своего здоровья на трех уровнях организации (индивидном, субъектном, личностном) и отражает приоритетность для них некоторых аспектов здоровья. В качестве показателей выступают: тревожность в отношении здоровья на том или ином уровне его организации; приоритетная значимость того или иного уровня здоровья, а также предпочтение им определенных способов организации здорового образа жизни. Поведенческий компонент ценностного отношения к здоровью включает: владение умениями и навыками, необходимыми для поддержания здоровья; действия по поддержанию здоровья и здорового образа жизни; средства сохранения, восстановления и приумножения своего здоровья.

С позиции возможности реализации факторов формирования ценностного отношения к здоровью среди различных форм организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях предпочтение следует отдать формам внеклассной физкультурно-оздоровительной или физкультурно-спортивной работы в силу их продолжительности по времени и меньшей регламентированности. Согласуясь по целям и содержанию с программно-нормативными документами, эти формы внеклассной работы или формы дополнительного образования в совокупности с уроками физической культуры образуют общее ценностно-ориентационное пространство и представляют собой интегративные модели более глубокого освоения государственного стандарта с учетом личностных интересов и потребностей учащихся.

Воспитание ценностного отношения к здоровью является актуальной психолого-педагогической проблемой. Анализ исследуемой проблемы в современной научной литературе позволили определить ценностное отношение к здоровью человека как интегрированное личностное качество, характеризующееся совокупностью осознанных на личностно-смысловом уровне представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. [2, с.5] Изучение состояния психолого-педагогической практики по воспитанию ценностного отношения к здоровью у детей показало недостаточную степень сформированности у них ценностного отношения к здоровью, низкую мотивацию учащихся к ведению здорового образа жизни, отсутствие осознанных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Общеобразовательные учреждения должны сыграть в этом вопросе не просто большую роль, но и призваны стать одним из обязательных звеньев в организации этих усилий. В ходе проведенного исследования выяснилось, что эффективность процесса воспитания ценностного отношения к здоровью зависит от комплексного целенаправленного использования психолого-педагогических форм, методов, технологий, средств, а так же и от позиции самого воспитанника, активно проявляющего собственную здоровьесберегающую позицию, стремление быть здоровым; от создания атмосферы взаимного сотрудничества педагогов, детей и родителей, стимулирующей проявление этого личностного образования.

1. Бондырева С. К. Духовность (психология, социология, семантика) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:НПО «МОДЭК», 2007. 144с.

2. Дрибинский П. Л. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста автореферат, 2009.

3. Ковалевская А. Ф. Вопросы воспитания ценностного отношения. Художественное образование, эстетическое воспитание и культура в ХХ1 веке; сборник научных статей/Забайкал.го.гум.-пед.ун-т — Чита, 2006. Часть 11. — С.187–193.

4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat

Ценностное отношение к здоровью. Понятие «ценностное отношение к здоровью» в психолого-педагогической литературе

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Луганский национальный педагогический университет имени Тараса Шевченко

Аннотация. Соколенко Е.И. Формирование ценностного отношения к здоровью как педагогическая проблема. В статье обоснована проблема формирования целостного отношения к здоровью как педагогическая проблема.

Ключевые слова: ценность, ценностное отношение, формирование ценностного отношения.

Анотацiя. Соколенко О.I. Формування цiннiсного ставлення ставлення до здоров’я як педагогiчна проблема. У статтi обґрунтована проблема формування цiннiсного ставлення ставлення до здоров’я як педагогiчна проблема.

Читать еще:  Поздравления с днем рождения мужчине бывшему любовнику. Непростые отношения, или Как поздравить любовника

Ключовi джерельні слова: цiннiсть, цiннiсне ставлення ставлення , формування цiннiсного ставлення ставлення .

Annotation. Sokolenko H. I. Forming of the valued attitude toward a health as a pedagogical problem. There is the problem of forming of integral attitude is grounded substantiated toward a health as a pedagogical problem in the article.

Keywords: value, valued attitude, forming of the valued attitude.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью детей и учащейся молодежи. Поэтому в системе образования проблематика здоровья становится все более актуальной. В настоящее время в педагогической практике наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования к образованию ориентированному на личностные особенности и способности каждого индивида, а также на уровень его здоровья.

В государственной национальной программе “Образование (Украина ХХI столетия)”, Национальной доктрине развития образования и других нормативных документах, отмечается, что приоритетной задачей системы образования является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, как наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья детей и ученической молодежи во всех его аспектах – духовном, психическом, физическом.

Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков учащихся и учащейся молодежи на целостное развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость формирования ценностного отношения к здоровью детей и учащейся молодежи в процессе образовательной деятельности, определяющего в дальнейшем полноту реализации их жизненных целей и смыслов.

Актуальность проблемы значительно обостряется тем, что многочисленные статистические данные исследований последних лет констатируют резкое ухудшение здоровья молодого поколения страны. По данным Министерства образования и науки Украины, уровень здоровья школьников снизился: почти 90% детей, учащейся и студенческой молодежи имеют отклонения в здоровье и более больше 50% – неудовлетворительную физическую подготовку. Л. Заплатников отмечает, что “стрессовые состояния станы в учебной деятельности являются причиной нервных срывов учащихся. Установлено ряд других причин нервных заболеваний: несправедливая оценка, перегрузки учебными заданиями задачами , третирование учителями и школьниками больного ребенка, обидные оскорбительные,поносительные клички в его адрес, намеки на неполноценность личности и неизлечимость болезни, физическое влияние на него”[1].

Работа выполнена по плану НИР Луганского национального педагогического университета имени Тараса Шевченко.

Формулирование целей работы.

Указанные обстоятельства позволяют констатировать тот факт, что формирование ценностного отношения к здоровью человека является важнейшей проблемой современности. А в этом особое место принадлежит системе образования, вынужденной брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке молодежи к взрослой жизни и, в конечном итоге, созданию условий для постепенного физического, морального, нравственного, культурного оздоровления общества.

На основании этого целью нашей работы является теоретическое обоснование проблемы формирования ценностного отношения к здоровью как педагогической.

Анализ исследований и публикаций по данной проблеме приводит нас к выводу, что исследуемая проблема имеет ряд нерешенных вопросов. В науке слабо исследована проблема формирования ценностного отношения к своему здоровью у учащейся молодежи.

В культурологии понятие ценность характеризуется как личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определённых предметов и явлений действительности. Проблема ценностей очень тесно связана с учебно-воспитательным процессом, который в свою очередь является важнейшим средством познания ценностей.

Рассматривая ценности с педагогической точки зрения, современные ученые, выделяют мотивационно-ценностный компонент их осознания. Например, М.Николаева включает в ценности – цели совокупность конкретных качеств личности, что необходимо для творческого освоения технологии педагогической деятельности [2]. И. Бех считает, что современное образование должно быть направлено на развитие самоосознания внутреннего мира личности, содержательной характеристики ее ценностной системы, то есть, ориентирована на личность [3].

Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, т.е. в результате ценностного отношения. Ценностные отношения не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности. Чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает тот или иной предмет (явление) для субъекта. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке.

Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Ученые предлагают 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический; 2) социальный; 3) личностный, психологический. Поэтому здоровье выступает основой жизни человека. Это не самоцель, а необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных целей и смыслов. Здоровье человека зависит от следующих факторов: окружающей среды на 20 – 25%, состояния системы здравоохранения – на 8 – 10%, генетического фактора – на 15 – 20%, образа жизни на 50 – 55%. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирование ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей и учащейся молодежи. Оно должно являться основой для педагогической работы.

Сам процесс формирования ценностного отношения к здоровью происходит через самопознание, самосохранение, саморазвитие личности, через гармонизацию отношений человека с самим собой, с окружающими людьми, с природой, через постоянный духовно-нравственный поиск, обращенный и к себе, и к миру. Для того чтобы управлять своим здоровьем человеку, прежде всего, необходимо изменить свое ценностное к нему отношение, взять на себя ответственность за свое здоровье, получить необходимую сумму знаний.

Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны осознаваться. Это осознание происходит в процессе их “прочувствования” и эмоционального “переживания”, закрепляется в ходе выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений и здоровьеформирующей практической деятельности, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к здоровью. Эмоционально-чувственное отношение создает тот фон, на базе которого формируются потребности и мотивы, предопределяющие психологическую готовность к здоровьеформирующему типу деятельности, развивается способность личности к анализу собственного поведения в социоприродной среде к объективной самооценке, происходит экстериоризация знания и его практическая реализация, следовательно, идет созидание здоровьетворящего мышления. В этой связи значительно возрастает роль педагога, как центральной фигуры в воспитании нового человека, носителя и проводника социальных ценностей, поскольку именно педагогическими средствами возможно формирование у учащейся молодежи ценностного отношения к здоровью, мотивации на здоровый образ жизни.

Хотелось бы отметить, что проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности на современном этапе развития украинского общества весьма значима. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества. Главная роль в этом принадлежит образовательным учреждениям, где формируется как индивидуальное здоровье личности, так и здоровье всего общества.

Мы считаем, чтобы сформировать ценностное отношение к здоровью, нужно не только говорить о значении его для человека, но и вносить в жизнь элементы здравотворчества, саморегуляции, культуросообразного отношения к здоровью, оснащая молодежь привычками и навыками, способствующими формированию культуры здоровья.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем ценностного отношения к здоровью как педагогической проблеме.

Источники:

http://cyberpedia.su/3x1207a.html
http://moluch.ru/archive/72/12349/
http://sportlib.info/Books/XXPI/2006N4/p153-157.htm

Ссылка на основную публикацию